Физиологическое направление в теории пианизма

Конференция: Современный подход к преподаванию

Автор: Орлова Ольга Викторовна

Организация: ГБОУ ДОД ДШИ им. Е.А. Мравинского

Населенный пункт: г. Санкт -Петербург

В докладе рассматривается пересмотр методических установок, обращение к анатомии и физиологии, освобождение руки от мышечного напряжения.

Ключевые слова: фортепиано, школа, физиология, игровой аппарат, мышечное напряжение.

В конце 19 века многие педагоги пришли к выводам о необходимости критического пересмотра методических установок занятий с учащимися пианистами. Несоответствие принципов старой традиционной школы требованиям исполнительского искусства признавалось всеми прогрессивно мыслящими пианистами. Назревала необходимость разработки каких-то новых путей овладения фортепианной техникой, которые освободили бы учащихся от тормозящей движения мышечной скованности и ненужной траты времени на бесконечные пальцевые упражнения, не приводящие, однако, к возможности справиться с техническими задачами исполнения новой музыки.

Понимая, что решать проблемы техники нельзя эмпирически, только на основе личного опыта, некоторые немецкие педагоги , стремившиеся к более научной и объективной разработке этого вопроса, попытались разобраться в том, какие приемы движений даны человеку самой природой и в какой мере с этим согласуются советы традиционной фортепианной педагогики. Для этого надо было обратиться к анатомии и физиологии. Эти науки могли бы подсказать, как следует построить правильную систему пианистических движений. Так зародилась наука о пианизме, претендующая на раскрытие правильных путей развития фортепианной техники.

Первый этап формирования теории пианизма получил наименование физиологической школы фортепианной игры, так как все внимание ее создателей было направлено на разработку движений пианиста на основе данных анатомии и физиологии.

Основателем научной теории пианизма был немецкий педагог, пианист, дирижер и композитор Людвиг Деппе (1828-1890). Вдумчивый и наблюдательный музыкант, он, занимаясь с учениками, пришел к выводу, что игра одним пальцем, без участия всей руки, ставит перед исполнителями труднейшие и не оправданные строением нашего тела задачи. В этом убеждали и частые случаи профессиональных заболеваний у пианистов в результате многочасовых пальцевых упражнений. Чтобы разобраться в этом вопросе, Деппе начал изучать анатомию и физиологию человека и убедился в неправильности бытующей системы преподавания игры на фортепиано, основанной на ложных представлениях о природе игровых движений и ничем не оправданном отрыве технической работы от художественных задач исполнительского искусства.

Выводы Деппе относительно технической стороны игры на фортепиано были в корне противоположными устоявшимся взглядам. Он убедился в том, что игра на фортепиано, особенно при исполнении музыки 19 века, требует огромной затраты физической энергии. Рассчитывая при этом только на пальцы абсурдно, так как они имеют наиболее мелкие и слабые мышцы, не обеспечивающие нужную силу удара. Неправильна и система игры, при которой сильно согнутый палец,  при неподвижной кисти, должен высоко подыматься и вертикально падать на клавиатуру. Все это приводило к скованности и ненужным напряжением рук с самого начала обучения.

Придя к этим выводам, Деппе разработал свою систему развития пианистических навыков, основанную на ощущении свободы движений и игре всей рукой с участием плечевого пояса, предплечья и кисти.

Самым важным для пианиста Деппе считал освободить его руки от мышечных напряжений, не допускать скованности у начинающих учиться на фортепиано. Для этого он предлагал в качестве предварительного упражнения поднимать свободную руку от плеча и мягко опускать ее на закрытую крышку инструмента. Таким же движением он рекомендовал опускать руку на клавиатуру с тем, чтобы тот или иной палец нажал нужную клавишу. На этом принципе в зависимости от возраста и подвинутости ученика строились практические упражнения в игре всей рукой.

Добиваясь от учеников пластичных, мягких движений, Деппе коренным образом перестроил и систему работы над произведением. Он отрицал пользу бездумных механических упражнений и зубрежку пассажей путем выколачивания фиксированными пальцами каждой клавиши. Начиная работать над новым произведением, пианист должен сначала ознакомиться с ним, разобрать текст, установить аппликатуру и представить себе его звучание. После этого в очень медленном темпе, желательно каждой рукой отдельно, играть это произведение, налаживая удобные для рук ощущения, вдумываясь во фразировку и интонационную выразительность музыкального рисунка. После этого, желательно в очень медленном темпе, каждой рукой отдельно играть это произведение, налаживая удобные для рук ощущения, вдумываясь во фразировку и интонационную выразительность музыкального рисунка. Постепенно убыстряя движение до настоящего темпа, необходимо сохранять ощущения, усвоенные в процессе медленной игры.

Учение Деппе положило начало критическому пересмотру устаревших традиций фортепианной педагогики и разработке новых принципов обучения пианиста. Важно ощущать свободу в движениях, дающих возможность играть без напряжений и мышечной скованности.

В вопросе о парализующем воздействии излишнего мышечного напряжения исполнителя на всю его творческую деятельность взгляды Ф.М. Блуменфельда были очень близки к воззрениям Станиславского. Как и последний, Блуменфельд считал, что телесная перенапряженность и мускульные фиксации не только отрицательно сказываются на технике играющего, но и тормозят работу его творческого воображения. Пока существует излишнее физическое напряжение, не может быть речи о правильном и тонком музыкальном переживании и об естественном и органичном воплощении музыкального произведения.

Главное условие быстрой и успешной работы состоит в том, чтобы, во-первых, не повторять лишнее число раз, не зубрить, а во-вторых, чтобы повторять только правильное исполнение.

 

 

Список использованной литературы:

  1. Л. Баренбойм. Фортепианно- педагогические принципы Ф.М. Блуменфельда. Издательство Музыка. 1964г. 58с.
  2. С.М. Майкапар. Как работать на рояле. Музгиз Ленинград 1963 г. 31с.
  3. А. Николаев. Очерки по истории фортепианной педагогики и теории пианизма. Издательство «Музыка» Москва 1980г. 112с.
Опубликовано: 31.03.2022