Одаренные дети и талантливая молодежь: эффективность системы выявления и сопровождения
Конференция: Современный подход к преподаванию
Автор: Жерихова Ирина Николаевна
Организация: ВМР Гимназия им. Героя Советского Союза В.В. Талалихина
Населенный пункт: Саратовская область, г. Вольск
Успех России заключается в раскрытии талантов молодежи, об этом заявил президент России Владимир Путин в ежегодном Послании к Федеральному Собранию.
«В основе всей нашей системы образования должен лежать фундаментальный принцип: каждый ребёнок, подросток одарён, способен преуспеть и в науке, и в творчестве, и в спорте, в профессии и в жизни», – отметил глава государства.
Именно одаренные дети, являясь национальным достоянием, дают уникальную возможность пополнения интеллектуального ресурса. Поэтому важной задачей современного образования в России является сохранение и развитие творческого потенциала человека.
Вот уже четыре года на базе Гимназии работает муниципальный ресурсный центр по работе с одаренными детьми и молодежью.
Целью работы Центра является создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения
Одарённость есть сочетание трёх основных характеристик:
- интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);
- креативности;
- настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу).
Поэтому, основными направлениями работы нашего центра являются:
1. Оценка интеллектуального развития ОД:
- Участие во Всероссийской олимпиаде школьников.
- Участие в конкурсах, конференциях, фестивалях
- Организация творческих отчетов., презентаций
2. Организация исследовательской деятельности обучающихся.
- Организация проектно-исследовательской деятельности
- Индивидуальные консультации по исследовательской работе.
- Овладение навыками самостоятельной работы, их совершенствование.
3. Методическое сопровождение.
- Оказание методической помощи педагогам.
- Сбор и подготовка аналитической информации:
- формирование и своевременное пополнение базы данных ОД;
- мониторинг результативности работы с ОД.
- Сбор и систематизация методических материалов по работе с одаренными детьми.
Ежегодно на базе ресурсного центра проводятся мероприятия. объединяющие одаренных и мотивированных детей. Это муниципальный этап Всероссийской игры «Что? Где? Когда?», где обучающиеся школ города и района стали победителями и призерами следующих очных мероприятий различного уровня, Региональный конкурс «Права человека глазами ребенка»,
Интеллектуальный марафон младших школьников «Игры разума».
С целью вовлечения школьников в интеллектуальное творчество на базе ресурсного центра организована муниципальная интеллектуальная игра «Эрудит – квартет» для учащихся 9-11 классов. Значимым мероприятием стало участие во Всероссийском проекте «Ломоносовский обоз», ежегодно обучающиеся становятся победителями и призерами Научного Форума, проводимого на базе СГАУ. На протяжении ряда лет обучающиеся участвуют в региональном конкурсе «АгроНТИ», становятся победителями и призерами Всероссийского этапа и приглашаются участвовать в заключительном этапе в г. Казань. Обучение и дополнительное творческое и интеллектуальное развитие получают наши ученики также в Образовательном центре «Сириус» в городе Сочи.
Призерами во всероссийском чемпионате профессионального мастерства WorldSkills Russia на протяжении нескольких лет становятся обучающиеся 9-х классов.
Активное участи принимают ребята со своими педагогам-наставниками в областной гуманитарной олимпиаде «Умники и умницы» и становятся ее финалистами. В сентябре 2022 года обучающаяся Гимназии примет участие в передаче «Умники и умницы», как призер регионального этапа.
Впервые в этом году стартовал Всероссийский проект «Экопроф», в котором нам приняла участие ученица 9 класса. На этот проект было выделено 5 бюджетных мест по региону. В этом году она же вышла в полуфинал Всероссийского конкурса «Большая перемена».
В ежегодном муниципальном Фестивале детского и юношеского творчества «Созвездие», проявляются таланты детей по различным направлениям дополнительного образования: хореография, вокал, спортивное направление. В спорте ребята становятся победителями Всероссийских соревнований и открытых первенств по Саратовской области.
Победителем грандового конкурса стал ученик 11 класса, результатом его работы стало проведение второго межрегионального Фестиваля таллалихинцев «Памяти героев верны».
На базе ресурсного Центра ведется активная и планомерная работа по выявлению и поддержке одаренных детей: разработан пакет тестового и анкетного материала по работе с одаренными детьми, диагностики и методики выявления таких ребят. Ведь прежде чем организовать работу необходимо определить тех, с кем она будет строиться.
Активная работа осуществляется и с педагогами. Самым значимым мероприятием по обмену опытом работы является региональная дистанционная конференция «Формирование умения мыслить, сотрудничать, действовать», в которой ежегодно принимают участие заместители директоров по УВР, учителя –предметники из Балаковского, Балашовского, Новобурасского, Базарно-Карабулакского, Вольского районов .
В рамках работы конференции в этом году были рассмотрены вопросы организации дистанционного обучения, использования возможностей Центров цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» в образовательной деятельности, применения информационно-программных ресурсов на уроках. На пяти творческих площадках представлена практика общеобразовательных организаций и педагогических работников по вопросам использования современных методов, технологий, приемов направленных на формирование у обучающихся умений мыслить, сотрудничать, действовать.
В этом учебном году прошел конкурс для молодых педагогов «Я в педагогике нашел свое призвание», в котором приняли участие 15 педагогов города и района.
Методические семинары, семинары-практикумы проходят ежегодно в гимназии с целью повышения квалификации педагогических работников и руководителей образовательных учреждений в сфере организации работы по развитию и сопровождению интеллектуально-одаренных детей.
В то же время, в работе с одаренными детьми существует ряд проблем:
- не отработана в должной мере система диагностических процедур и методов, направленных на выявление талантливых (одаренных) детей, отсутствует мониторинг их продвижения;
- недостаточно организована работа по подготовке педагогических и управленческих кадров к организации процесса сопровождения одаренного ребенка.
- -не в полной мере реализуется сетевое взаимодействие между образовательными учреждениями и центрами дополнительного образования по вопросам одаренности.
В направлении работы с ОД запланировано провести в рамках городских мероприятий:
- формирование банка данных интеллектуально-одаренных детей и их достижений в предметных областях;
- изучение передового опыта по разработке индивидуальных образовательных программ и индивидуальных образовательных траекторий;
- разработку методических рекомендации и проведение консультации для педагогов, выстраивающих деятельность с интеллектуально-одаренными детьми;
- формирование банка методических разработок педагогов, работающих с интеллектуально-одаренными и высокомотивированными детьми (электронный банк методических материалов);
- размещение на портале (сайте) информации о достижениях интеллектуально-одаренных детей с целью обеспечения общественного признания их заслуг, а также о работающих с ними педагогах, о проводимых конкурсах, конференциях и пр.;
«Высокоодаренные дети требуют особого внимания родителей, учителей, воспитателей.
Мы должны предоставить неординарным способностям этих детей пространство, сохранять в них игровое начало и развивать как эмоциональную, так и интеллектуальную сторону их личности. Только тогда они смогут творчески реализовывать свою одаренность».