Одаренные дети и талантливая молодежь: эффективность системы выявления и сопровождения

Конференция: Современный подход к преподаванию

Автор: Жерихова Ирина Николаевна

Организация: ВМР Гимназия им. Героя Советского Союза В.В. Талалихина

Населенный пункт: Саратовская область, г. Вольск

Успех России заключается в раскрытии талантов молодежи, об этом заявил президент России Владимир Путин в ежегодном Послании к Федеральному Собранию.

«В основе всей нашей системы образования должен лежать фундаментальный принцип: каждый ребёнок, подросток одарён, способен преуспеть и в науке, и в творчестве, и в спорте, в профессии и в жизни», – отметил глава государства.

Именно одаренные дети, являясь национальным достоянием, дают уникальную возможность пополнения интеллектуального ресурса. Поэтому важной задачей современного образования в России является сохранение и развитие творческого потенциала человека.

Вот уже четыре года на базе Гимназии работает муниципальный ресурсный центр по работе с одаренными детьми и молодежью.

Целью работы Центра является создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения

Одарённость есть сочетание трёх основных характеристик:

  • интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);
  • креативности;
  • настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу).

Поэтому, основными направлениями работы нашего центра являются:

 

1. Оценка интеллектуального развития ОД:

- Участие во Всероссийской  олимпиаде школьников.

- Участие в конкурсах, конференциях, фестивалях

- Организация творческих отчетов., презентаций

2. Организация исследовательской деятельности обучающихся.

- Организация проектно-исследовательской деятельности

- Индивидуальные консультации по исследовательской работе.

- Овладение навыками самостоятельной работы, их совершенствование.

3. Методическое сопровождение.

- Оказание методической помощи педагогам.

- Сбор и подготовка аналитической информации:

- формирование и своевременное пополнение базы данных ОД;

- мониторинг результативности работы с ОД.

- Сбор и систематизация методических материалов по работе с одаренными детьми.

Ежегодно на базе ресурсного центра проводятся мероприятия. объединяющие одаренных и мотивированных детей. Это муниципальный этап Всероссийской игры «Что? Где? Когда?», где обучающиеся школ города и района стали победителями и призерами следующих очных  мероприятий различного уровня, Региональный конкурс «Права человека глазами ребенка»,                                                                                                                                                                                                                             

Интеллектуальный марафон младших школьников «Игры разума».

С целью вовлечения школьников в интеллектуальное творчество на базе ресурсного центра организована муниципальная интеллектуальная игра «Эрудит – квартет» для учащихся 9-11 классов. Значимым мероприятием стало участие во Всероссийском проекте «Ломоносовский обоз», ежегодно обучающиеся становятся победителями и призерами Научного Форума, проводимого на базе СГАУ. На протяжении ряда лет обучающиеся участвуют в региональном конкурсе «АгроНТИ», становятся победителями и призерами Всероссийского этапа и приглашаются участвовать в заключительном этапе в г. Казань. Обучение и дополнительное творческое и интеллектуальное развитие получают наши ученики также в Образовательном центре «Сириус» в городе Сочи.

Призерами во всероссийском чемпионате профессионального мастерства WorldSkills Russia на протяжении нескольких лет становятся обучающиеся 9-х классов.

Активное участи принимают ребята со своими педагогам-наставниками в областной гуманитарной олимпиаде «Умники и умницы» и становятся ее финалистами. В сентябре 2022 года обучающаяся Гимназии примет участие в передаче «Умники и умницы», как призер регионального этапа.

Впервые в этом году стартовал Всероссийский проект «Экопроф», в котором нам приняла участие ученица 9 класса. На этот проект было выделено 5 бюджетных мест по региону. В этом году она же  вышла в полуфинал Всероссийского конкурса «Большая перемена».

В ежегодном муниципальном Фестивале детского и юношеского творчества «Созвездие», проявляются таланты детей  по различным направлениям дополнительного образования: хореография, вокал, спортивное направление. В спорте ребята становятся  победителями Всероссийских соревнований и открытых первенств по Саратовской области.

Победителем грандового конкурса стал ученик 11 класса, результатом его работы стало проведение второго межрегионального Фестиваля таллалихинцев «Памяти героев верны».

На базе ресурсного Центра ведется активная и планомерная работа по выявлению и поддержке одаренных детей: разработан пакет тестового и анкетного материала по работе с одаренными детьми, диагностики и методики выявления таких ребят. Ведь прежде чем организовать работу необходимо определить тех, с кем она будет строиться.

Активная работа осуществляется и с педагогами. Самым значимым мероприятием по обмену опытом работы является региональная дистанционная конференция «Формирование умения мыслить, сотрудничать, действовать», в которой ежегодно  принимают участие заместители директоров по УВР, учителя –предметники из Балаковского, Балашовского, Новобурасского, Базарно-Карабулакского, Вольского районов .

В рамках работы конференции в этом году были рассмотрены вопросы организации дистанционного обучения, использования возможностей Центров цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» в образовательной деятельности, применения информационно-программных ресурсов на уроках. На пяти творческих площадках представлена практика общеобразовательных организаций и педагогических работников по вопросам использования современных методов, технологий, приемов направленных на формирование у обучающихся умений мыслить, сотрудничать, действовать.

В этом учебном году прошел конкурс для молодых педагогов «Я в педагогике нашел свое призвание», в котором приняли участие 15 педагогов города и района.

Методические семинары, семинары-практикумы проходят ежегодно в гимназии с целью повышения квалификации педагогических работников и руководителей образовательных учреждений в сфере организации работы по развитию и сопровождению  интеллектуально-одаренных детей.

 В то же время, в работе с одаренными детьми существует ряд проблем:

  • не отработана в должной мере система диагностических процедур и методов, направленных на выявление талантливых (одаренных) детей, отсутствует мониторинг их продвижения;
  • недостаточно организована работа по подготовке педагогических и управленческих кадров к организации процесса сопровождения одаренного ребенка.
  • -не в полной мере реализуется сетевое взаимодействие между образовательными учреждениями и центрами дополнительного образования по вопросам одаренности.

В направлении работы с ОД запланировано провести в рамках городских мероприятий:

- формирование банка данных интеллектуально-одаренных детей и их достижений в предметных областях;

- изучение передового  опыта по разработке индивидуальных образовательных программ и индивидуальных образовательных траекторий;

- разработку методических рекомендации и проведение консультации для педагогов, выстраивающих деятельность с интеллектуально-одаренными  детьми;

- формирование банка методических разработок  педагогов, работающих с интеллектуально-одаренными и высокомотивированными детьми (электронный банк методических материалов);

- размещение на портале (сайте) информации о достижениях интеллектуально-одаренных  детей с целью обеспечения общественного признания их заслуг, а также о работающих с ними педагогах, о проводимых конкурсах, конференциях и пр.;

«Высокоодаренные дети требуют особого внимания родителей, учителей, воспитателей.

Мы должны предоставить неординарным способностям этих детей пространство, сохранять в них игровое начало и развивать как эмоциональную, так и интеллектуальную сторону их личности. Только тогда они смогут творчески реализовывать свою одаренность».

Опубликовано: 13.08.2022