Значимость выбора репертуара как фактора успешного исполнения программы в классах ДМШ

Конференция: Современный подход к преподаванию

Автор: Орлова Ольга Викторовна

Организация: ГБОУ ДОД ДШИ им. Е.А. Мравинского

Населенный пункт: г. Санкт - Петербург

В докладе подробно рассматриваются вопросы, посвященные выбору репертуара, его обоснованности и целесообразности.

Ключевые слова: репертуар, выбор, программа, сборники.

Вопросы репертуара, на котором воспитываются юные музыканты, в последнее время оживленно обсуждаются. В этой области происходят сложные противоречивые явления: открываются все новые безграничные возможности обновления репертуара учащихся и в то же время наблюдается осторожность и непоследовательность в «репертуарной политике» музыкальных учебных заведений.

Излишне доказывать, что умение подобрать для каждого ученика наилучший репертуар- важнейший показатель педагогического искусства. Когда речь идет о деятельности некоторых выдающихся педагогов- Ауэра, Игумнова, Метнера,- то особенно выделяют их исключительное умение «продвигать» учеников, раскрывать их дарование посредством искусного последовательного подбора наилучшего для каждого из них музыкального материала.

Можно получить довольно полное представление об устремлениях педагога по программам, составляемым им для своих учеников. Однако репертуар воспитывает не сам по себе, он является лишь средством в руках педагога; от последнего зависит, в каком освещении предстанет перед учеником произведение, каким путем пойдет работа над ним, чему научится ученик в результате этой работы. Помня об этом, рассмотрим некоторые вопросы репертуара учащихся.

1. Идейно-художественный уровень репертуара учащихся. В трудах многих методистов справедливо подчеркивается, что основным критерием при выборе музыкального материала для учащихся должно быть его идейно-эмоциональное содержание, оказывающее глубокое влияние на формирование молодого музыканта. Новое поколение надо воспитывать на основе образной, реалистичной, высоко художественной музыки, чем не исключается использование в ограниченной мере «инструктивного» материала. В лучших классических сборниках для учащихся художественные и учебные задачи органично сочетаются. Мы, пианисты, имеем возможность неуклонно придерживаться высоких критериев выбора, так как располагаем для учащихся любого уровня развития необходимой литературой, непрерывно пополняющейся в последнее время. Чем значительнее произведение по содержанию и совершеннее по инструментальному воплощению, тем оно труднее. Давать ли всем ученикам простые по изложению, но очень содержательные и тонкие вещи? Некоторые педагоги считают, что на такую музыку имеют право лишь наиболее чуткие и одаренные ученики. Средние же ученики могут играть более доступную для них «доходчивую», хотя и не первоклассную музыку.

Если педагогу удалось увлечь ученика подлинным произведением искусства, это означает, что он подобрал ключ к его душе, что он затронул лучшие его чувства.

И наоборот, приспособление к сегодняшним запросам ученика-путь легкий, но бесперспективный, закрепляющий его ограниченность. В работе над такой музыкой растет и сам педагог.

2. Обновление репертуара современными произведениями.

Классический репертуар, проверенный многолетним коллективным опытом, при всей его высокой ценности недостаточен для воспитания нового поколения. Педагоги обязаны изучать, отбирать и включать в репертуар учащихся лучшее из созданного и вновь создаваемого русскими и зарубежными композиторами. Это в равной мере относится и к музыке, написанной специально для детей и юношества, и к наиболее доступной части музыки для взрослых, включаемой в репертуар учащихся.

Мы обязаны отбирать из массы выходящих произведений действительно современное по своему образному содержанию и музыкальному языку. Проблема современного музыкального языка чрезвычайно сложна. Новые средства выразительности привлекают молодежь в том случае, если они даны в ясных и простых сочетаниях, в безупречном оформлении. А ведь простота и законченность-итог долгих исканий. Эти качества уже достижимы-это доказывают лучшие пьесы Прокофьева, а также лучшие пьесы Кабалевского, Александрова и некоторых других представителей младшего поколения советских композиторов.

Еще труднее отобрать лучшие произведения прогрессивных зарубежных композиторов. При отборе новых произведений критерий педагогической целесообразности, в частности доступность изложения, является хоть и не основным, но и необходимым. Немало хороших по замыслу пьес написаны неумело и очень сложны для разбора и восприятия. Зачастую отсутствуют аппликатура, динамика, педализация. И цена за эти сборники очень велика. Изучение таких пьес требует огромного времени и потому нецелесообразно.

3. Педагогические принципы при выборе репертуара.

Программа каждого ученика должна быть последовательной и разнообразной. Обязательно надо иметь одну пьесу, которая нравится ученику. Наряду с этим, в работе всегда должны быть произведения, дающие возможность развивать недостающие ученику качества исполнения. Наиболее сложным и спорным является вопрос об уровне трудности материала и соблюдении принципа постепенности. Допустимо включать отдельные произведения, значительно превышающие уровень развития ученика, а также иметь и очень легкие пьесы, чтобы поддержать интерес к занятиям. Важно не снижать качество исполнения из-за превышения трудностей произведения.

В этой связи очевидно, какое важное значение имеет грамотный подбор репертуара для конкретного возраста. Он должен быть художественно ценным и нести в себе идейно-нравственный заряд, а для подростков особенно важно, чтобы он обладал ярко выраженной познавательной функцией. Ученикам важно ощущать свою подготовленность к преодолению таких трудностей, которые вели бы к приобретению чего-то нового, ранее неизвестного и важного для духовного развития.

Слово «репертуар» буквально переводится как «список». В этот набор музыкальных произведений могут входить пьесы концертного и учебно-педагогического репертуара. Часто грань между ними условна, потому что истинные шедевры не имеют уровня сложности: они исполняются и школьником, и мастером. Правильный подбор репертуара активно стимулирует дальнейший интерес к занятиям фортепианной игрой и способствует воспитанию инициативного, креативного и самостоятельно мыслящего музыканта-как будущего профессионала, так и любителя музыки.

 

 

Список использованной литературы:

1.М.Фейгин «Индивидуальность ученика и искусство педагога». Музыка 1968г.

2. Музыкальное воспитание в школе, выпуск 17, составитель О. Апраксина

3. О. Черлова «Его Величество Рояль». Изд. «Союз художников» Санкт-Петербург 2020г.

Опубликовано: 07.11.2022