«Начальный период русского пианизма. Зарождение клавирной культуры». В статье анализируются подходы, характерные особенности и специфика зарождение в России клавирной культуры

Конференция: Современный подход к преподаванию

Автор: Шидловская Светлана Анатольевна

Организация: ГБУ ДО детская школа искусств имени Е.А. Мравинского»

Населенный пункт: г. Санкт- Петербург

Аннотация.

В статье анализируются подходы, характерные особенности и специфика зарождение в России клавирной культуры. Рассмотрены основные этапы развития преподавания фортепианного искусства в России. Обращение к этой теме продиктовано желанием ознакомить учащихся класса и их родителей с истоками фортепианного искусства в России.

 

Ключевые слова.

Два течения  развития классического фортепианного искусства. Два периода русского пианизма дореволюционной поры.  Появление клавирной литературы в России.

Прежде, чем начать рассматривать заявленную тему, хочется сделать беглый обзор развития всего европейского пианистического искусства в целом. Это необходимо для определения прогрессивной роли, которую сыграла русская пианистическая школа в развитии мирового пианизма. В истории фортепианного искусства есть периоды, завершающие  определенные этапы развития, и  тогда отчетливо видны результаты достигнутого. Одним из таких периодов был конец 18 столетия, ознаменовавшийся расцветом классического стиля. Классицизм  -  итог длительной предварительной работы многих поколений.  Искусство той эпохи до сих пор является образцовым по своей удивительной цельности и гармоничности. В исполнительстве тех времен на первом месте стояло творческое начало. Музыкант периода классицизма выделялся своей многогранностью. Высшим проявлением исполнительского искусства считались те моменты, когда оно сочеталось с сочинением музыки, т.е.  импровизация. Сообразно с этим и музыкальная педагогика получила определенную направленность – воспитание всесторонне образованного музыканта, владеющего теоретическими и практическими знаниями.

В 19 веке развитие пианизма шло очень быстро, но было неравномерным и однобоким. Среди эпигонов классического искусства образовалось два течения. Первое из них – виртуозное.  Его представители – многие известные пианисты: Геруа, Калькбреннер и Тальберг. Они посвятили себя разработке фактуры классиков с целью придания ей большей эффективности и виртуозности, а также  создания соответствующих видов исполнительской техники. Сочинение и их игра, внешне блестящие, были  бедны своим внутренним содержанием. Представители другого течения, академического, провозглашали себя противниками виртуозного течения. Писали серьезные глубокомысленные произведения в строгой классической форме. Но их сочинения были скучными и сухими, лишенными главной прелести классического искусства -  его органичности и жизненности. Отсутствие этих качеств стало характерным и для процесса  воспитания музыканта.

История русского пианизма дореволюционной поры  делится на два периода. Грань между ними образуют 60 годы 19столетия. В течение первого периода фортепианная музыка получила  распространение в среде дворянства.

Уже дети Бориса Годунова и Петра Первого обучались игре на клавире. Был издан указ Петра  Первого об обязательном обучении дворян игре на клавире. Во 2ой половине 18века клавирное искусство распространяется в городском быту в провинциальных городах.

Значительную роль в формировании русского пианизма сыграли иностранные музыканты. Большое количество чужеземных пианистов – концертантов и фортепианных учителей  приезжает в Россию. Попадая на русскую почву иностранные музыканты подвергались воздействию русской культуры и оставались только те, которые смогли соответствовать художественным вкусам  русского общества того времени. По существовавшим тогда правилам общественного поведения, дворянину не подобало заниматься искусством профессионально. Преобладало любительское музицирование. А обучение музыке в те времена считалось частью каждого порядочного образования. В репертуаре преобладали небольшие фортепианные произведения, преимущественно танцевальных форм. Но в публичных выступлениях часто звучали концерты и вариации. К середине века усиливается интерес к крупной форме, а также к монументальности в исполнительстве.  Особым успехом пользуются произведения, в которых преобладает мелодическое начало. Здесь большой популярностью пользуются итальянские музыканты:  Галуппи, Чимароза,  Паизиелло, Манфреддини.  Благодаря их творчеству в России появляются клавирные сонаты и концерты Бортнянского.  В 1773 году в России выходит первое издание на русском языке  в переводе немецкого педагога  Лелейна, «Клавикордная школа или краткое  и основательное показание к согласию и мелодии, практическими примерами изъясненное». Это стало проводником наиболее передовых идей того времени в области ф-ного преподавания и педагогики Ф.Э.Баха. Среди немецких пианистов, живших в России в начале 19-го века, наиболее известны Штейбельт и Гесслер.  

Среди учеников последнего  выделяется И. Геништа автор популярных романсов и фортепианных произведений. Важную роль в развитии русского пианизма сыграл ученик М. Клементи  Джон Фильд. Он пленял своих слушателей певучестью исключительным по красоте туше и искусством  филирования звука. Д.Фильд связывал технику с работой над звуком. Он воспитал большую плеяду прекрасных музыкантов: Карл Мейер, Антон Катский, Мария Шимановская, Прач и Дрейшок.

Значительный вклад в развитие русской педагогики внес Адольф Гензельт. Он  бесспорно способствовал повышению среднего уровня русской пианистической культуры. Наряду с иностранцами стали появляться и русские пианисты.                     

До нас дошли имена  баронессы Черкасовой, княгини Голицыной, Демидовой - одной из первых учениц Д. Фильда и т.д. Писатели Аполлон Григорьев и А.С.Грибоедов обладали значительной музыкальной одаренностью. Пианисты – любители Мартынов и Калержи ездили с концертами по городам России.  

Наряду с любителями появляется плеяда профессионалов: Алексей Жилин, Даниил Кашин. Особенно выделяются Герке и Виллуан.  Герке воспитал таких музыкантов как М.П.Мусоргский и Н.Н. Пургольд, а Виллуан – братьев Рубинштейн.

Начиная  с 30-х годов, в России резко усиливается тяга к профессиональной консерваторской выучке. Появляется необходимость создания собственных русских консерваторий. Становится довольно частым явлением поездки молодых русских пианистов за границу, чтобы попробовать свои силы перед  зарубежной аудиторией. Речь идет об Антоне Рубинштейне, Юлии Гринберг и др. Появляются и выдающиеся композиторы А.Л. Гурилев, А.С.Даргомыжский, А. Ласковский и М.И.Глинка.

Все вышесказанное о деятельности любителей и профессионалов 19 - го столетия, свидетельствует о большом размахе пианистической культуры в России в ту пору, несмотря на ее ограниченность преимущественно дворянскими кругами. Концерты происходили и в провинциальных  губернских и уездных городах, и в наиболее крупных поместьях. Обучение музыке  в те времена считалось неотъемлемой частью каждого порядочного воспитания. Это способствовало выявлению одаренных людей и созданию значительного круга музыкально – культурных слушателей. Музыкальное воспитание осуществлялось и в пансионах  и в институтах, где преподавали лучшие пианисты - педагоги.

 

 

 

Список использованной литературы:

1.  Алексеев А.Д. «История фортепианного искусства». Часть 2. Москва, издательство «Музыка», 1967год, 285 стр.

2. Коган Г.М. «Работа пианиста», Москва,   «Музгиз». 1963год, 200 стр.

3. Николаев А.А. «Очерки по методике обучения игре на фортепиано». Москва, «Музгиз».1955год, 219стр.

Опубликовано: 10.11.2022