Развитие смыслового чтения при работе с текстом на уроках истории посредством технологии критического мышления

Конференция: Современный подход к преподаванию

Автор: Бозылева Олеся Викторовна

Организация: МБОУ «СОШ № 22»

Населенный пункт: Республика Хакасия, г. Абакан

Современное общество является информационным обществом и придает большое значение непрерывному образованию, соответственно учащиеся в школе должны овладеть навыками самостоятельного получения знаний, основным источников которого является текст. Современный учащийся должен не только уметь найти нужную информацию, но и понять её, извлечь нужное, увидеть главное, отделить достоверную информацию от недостоверной, а так же по своему её интерпретировать. Чем старше становится обучающийся, тем меньше у него желания что – то прочитать. В озвученном и услышанном не всегда усваивается главное, а за деталями теряется общий смысл. Переизбыток информации приводит к тому, что, несмотря на кажущуюся её доступность, обучающиеся  испытывают затруднения в работе с информацией. Необходимо найти такие методы и приемы, использовать такие технологии, которые помогут подросткам освоиться в информационном поле, применить полученные знания, умения и навыки в работе в других предметных областях, овладеть стратегией смыслового чтения и работы с текстом.

- Без чтения – нет учения. Передо мной как  учителем стоит задача эффективного использования приемов смыслового чтения на уроках, в том числе на уроках истории и обществознания.

Смысловое  чтение -  умение воспринимать текст как единое смысловое целое (точно и полно понять содержание текста и практически осмыслить извлеченную информацию).

Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.

В концепции универсальных учебных действий смысловое чтение обозначено как:

  1. осмысление цели и выбор вида чтения в зависимости от цели;
  2. извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
  3. определение основной и второстепенной информации;
  4. свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;
  5. понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.

Существуют различные способы смыслового чтения:

Аналитический (структурный) способ. В этом случае читатель идет от целого к частному. Цель такого чтения – понять отношение автора к предмету или явлению и выявить факторы, повлиявшие на это отношение;

Синтетический (интерпретационный) способ. Здесь читатель движется от частного к целому. Цель этого способа – выявить, какие задачи поставил автор в этом тексте и каким образом и насколько решил их;

Критический (оценочный) способ. Цель его – оценить авторский текст и решить, согласен ли читатель с ним; определить собственное отношение к тексту, сформулировать его.

Технология смыслового чтения включает в себя три этапа работы с текстом:

I этап. Работа с текстом до чтения.                                                                                                                                       

Это антиципация (или предугадывание предстоящего чтения; определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт) и постановка целей урока с учётом общей готовности учащихся к работе.

Наиболее распространённые стратегии предтекстовой деятельности вы можете увидеть в таблице:

Стратегии предтекстовой деятельности

Название стратегии

Цель стратегии

«Мозговой штурм»

 

«Ориентиры предвосхищения»

Актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста.

«Глоссарий»

Актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста.

«Батарея вопросов»

Припоминание важной информации, касающейся темы текста.

«Предваряющие вопросы»

Актуализация имеющихся знаний по теме текста.

«Рассечение вопроса»

Смысловая догадка о возможном содержании текста на основе анализа его заглавия.

II этап. Работа с текстом во время чтения.                                                                                            

В ней три момента: первичное чтение текста (самостоятельное чтение в классе, чтение-слушание, комбинированное чтение в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся; выявление первичного восприятия, совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста), затем перечитывание текста (медленное «вдумчивое» повторное чтение всего текста или его отдельных фрагментов) и анализ текста (постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части, беседа по содержанию текста, обобщение прочитанного, постановка к тексту обобщающих вопросов, обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста и выразительное чтение).

Стратегии текстовой деятельности

Название стратегии

Цель стратегии

«Чтение в кружок (попеременное чтение)»

Проверка понимания читаемого вслух текста.

«Чтение про себя с вопросами»

Управление процессом осмысления текста во время его чтения.

«Чтение с остановками»

 

«Чтение про себя с пометками»

Мониторинг понимания читаемого текста и его критический анализ

III этап. Работа с текстом после чтения.                                                                                                                            

В ней также несколько важных моментов: во-первых, концептуальная (смысловая) беседа по тексту (т.е. коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия; соотнесение читательских интерпретаций произведения с авторской позицией; выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов).   Во-вторых, знакомство с исторической личностью (это рассказ о личности, беседа о его личности, работа с материалами учебника, дополнительными источниками). Далее идёт работа с заглавием, иллюстрациями (обсуждение смысла заглавия, обращение учащихся к готовым иллюстрациям и соотнесение видения художника с читательским представлением).                                                                                                         

И в заключение третьего этапа - творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

Стратегии послетекстовой деятельности

Название стратегии

Цель стратегии

«Отношения между вопросом и ответом»

Обучение пониманию текста.

«Вопросы после текста»(«Таксономия Б. Блюма»)

Проверка понимания текста с помощью критического анализа.

«Тайм-аут»

Самопроверка и оценка понимания текста путём обсуждения его в парах и в группе.

«Проверочный лист»

Проверка понимания текста.

Мы познакомились с вами с теоретическими основами понятия «смысловое чтение, видами и этапами смыслового чтения.

                               

Для развития смыслового чтения на уроках истории применяю технологию критического мышления

Например,  Прием «Составление  текста с пропусками важных слов».

Перед вами лежат карточки с текстом.

Задание: заполните пропуски в тексте, предварительно проработав с текстом карточки.

Иван получил свое прозвище от …….. .

В…… году он помог хану ……… подавит восстание против ордынцев в г. ………. .

За что и получил ……… и право собирать ……  для Орды с подвластных земель.

Иван Калита навел ……….. в русских землях, набеги ………. прекратились.

Московское княжество при Иване Калите стало ……………. в Северо –Восточной Руси

(ОТВЕТ: Иван получил свое прозвище от названия кошелька («калита» – денежная сумма).

В 1327  году он помог хану Узбеку подавит восстание против ордынцев в г. Твери. За что и получил ярлык и право собирать дань для Орды с подвластных земель.

Иван Калита навел порядок в русских землях, набеги ордынцев прекратились.

Московское княжество при Иване  Калите стало сильнейшим в Северо – Восточной Руси).

 Приём «Кубик Блума».

На гранях кубика написаны первые слова вопросов: «Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись». Учащиеся передают кубик друг другу, подбрасывают его и формулируют вопрос по предложенному тексту по той грани, на которую выпадает кубик.

Предлагаю познакомиться  с текстом и, используя кубик Блума, придумать вопросы к тексту (История, 7 класс, тема «Опричнина»).

Приём «Алфавит на доске».

(История Древней Греции,   5 класс)

-Выполните следующее задание:

-Вам даны  следующие слова:  Аттика, Афины, ареопаг, архонты, агора, амфоры, Арес, акрополь.

-Составьте  текст с данными словами.

Приём «Юный историк» предполагает сделать выводы о жизни восточных славян по «Повести Временных лет» Нестора. Полученную информацию обучающиеся распределяют по пунктам плана (занятия, управление, обычаи и т. д.) и сделать вывод об уровне развития восточных славян.

Использование технологии развития критического мышления позволяет следующее:

  • повышение   мотивации учащихся к образовательной деятельности;
  • возрастание  мыслительных возможностей учащихся, гибкости мышления, его переключения с одного типа на другой;
  • развитие  способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими;
  • развитие способности передавать другим авторскую информацию, подвергать ее коррекции, понимать и принимать точку зрения другого человека;
  • развитие умения анализировать полученную информацию;
  • решение  учебно-познавательных и учебно-практических задач, требующих полного и критического понимания текста.

Таким образом, применение технологии РКМ позволяет не присваивать «готовое» знание, а конструирует свое, которое рождается в процессе обучения. Тексту в данном случае отводится приоритетное значение: его читают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, ведут дискуссии, сочиняют.

 

 

Список использованной литературы:

    1. Адлер М. Как читать книги. – М.: 201 – 344 с.
    2. Королева Г. В. Технология эффективного чтения. – Ростов-на-Дону: 2009. – 307 с.
    3. Сметанникова Н. Н. Обучение стратегиям чтения в 5 – 9 классах: Как реализовать ФГОС. Пособие для учителя/ Н. Н. Сметанникова. – М.: Баласс, 2011.
    4. Соболева О. В. Обучение пониманию текста: учебная книга – учитель – ученик //Психологическая наука и образование. – 2006. - №1
    5. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителей/ [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 159с.
Опубликовано: 25.04.2023