Шаг в будущее или приемы арт- терапии в работе с дошкольниками. Моя педагогическая находка

Конференция: Современный подход к преподаванию

Автор: Зибарева Людмила Анатольевна

Организация: МБДОУ Детский сад № 11

Населенный пункт: Саратовская область, г. Калининск

Слайд 1

Искусство - невидимый мостик, который совмещает два противоположных мира: мир фантазии и реальности. Часто тайные желания, подсознательные чувства и эмоции, более легко изложить в творчестве, чем выразить в словесной форме.

Слайд 2

Считаю, что одна из основных задач - помочь детям познать окружающую действительность, развивать наблюдательность, воспитывать чувство прекрасного. Василий Александрович Сухомлинский утверждал, что «…забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».

Мнение великого педагога я разделяю целиком и полностью и уверена, что основным критерием здоровья ребенка является гармония его с самим собой и окружающей средой, а также способность понимать чужие чувства и свои.

Но в современном обществе родители (законные представители) несовершеннолетних, как правило, хотят дать детям больше знаний. А чрезмерное интеллектуальное развитие связано с большой нагрузкой на ребенка и является одной из причин ухудшения состояния физического и психического здоровья детей. В результате, современные дети умеют читать, писать, считать, но реже восхищаются, удивляются и сопереживают.

Так как же помочь нашим детям укрепить и сохранить здоровье не только физическое, но и психическое? Пытаясь ответить на этот вопрос, я познакомилась с несколькими здоровьесберегающими методиками и приемами, но особое внимание привлек комплекс методов оздоровления и психологической коррекции при помощи искусства и творчества.  

Слайд 3

Термин «арт- терапия» стал использоваться в нашей стране сравнительно недавно. С английского языка это понятие можно перевести как «лечение, основанное на занятиях художественным (изобразительным) творчеством...» Однако на практике арт- терапия далеко не всегда связана с лечением в строгом медицинском смысле слова. Хотя лечебные задачи, несомненно, ей свойственны, существует много примеров применения арт-терапии скорее как средства психической гармонизации и развития человека (например, в образовательной практике), как пути к разрешению социальных конфликтов или с другими целями.

Не секрет, что именно дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребенка. В этот период ребенок активно познает окружающий мир. А в детском саду ребенок получает первый опыт взаимодействия с другими людьми, пытается найти свое место среди них, учится жить в ладу с самим собой и окружающими и получает первые элементарные знания. Задача специалистов дошкольного образования заключается в том, чтобы  опыт и навыки, и знания ребенок получал в комфортных для него психологических условиях и в той степени, какая ему необходима.

Слайд 4

Актуальность и Новизна данной технологии заключается в использовании художественного творчества как способа психологической работы с детьми, является эмоционально – развивающей, что позволяет применять ее в согласии с  реализуемой в ДОУ Основной образовательной  программой  ДО.

Арт- терапевтические занятия с детьми позволяют решать следующие важные задачи: Развивающие. Благодаря использованию различных форм художественной экспрессии складываются условия, при которых каждый ребенок переживает успех в той или иной деятельности, самостоятельно справляется с трудной ситуацией. Дети учатся открытости в общении, спонтанности. В целом происходит личностный рост, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения. Воспитательные. Взаимодействие строится таким образом, чтобы дети учились корректному общению, сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Это способствует нравственному развитию личности, обеспечивает ориентацию в системе моральных норм, усвоение этики поведения. Происходит более глубокое понимание себя, своего внутреннего мира (мыслей, чувств, желаний). Складываются открытые, доверительные, доброжелательные отношения со значимыми взрослыми. Коррекционные. Достаточно успешно корректируется образ “Я”, улучшается самооценка, исчезают неадекватные формы поведения, налаживаются способы взаимодействия с другими людьми. И конечно добиваться планируемых  результатов: позитивные изменения в психологическом состоянии детей, позитивная картина мира и образ Я, осознание внутренних ресурсов; развитие моторных способностей детей; снижение эмоциональной тревожности; повышение самооценки; развитие коммуникативных навыков; развитие самосознания; улучшение детско-родительских отношений; закрепление положительных поведенческих реакций.

Слайд 5

На своем пути дети часто сталкиваются с серьезными трудностями: в семье, в детском саду, в школе, в общении и наедине с самими собой. Взрослые очень хотят им помочь, но часто не знают как: убеждения и нравоучения не помогают, а сам малыш не может толком ничего объяснить. В таких случаях и может помочь арт- педагогика.  И ее элементы стали для меня настоящей педагогической находкой. Впервые к арт- терапии я обратилась еще в 2019 году, когда искала нетрадиционные техники для рисования, чтобы разнообразить творчество своих воспитанников. В самом начале арт- педагогика была для нас с ребятами лишь средством развития творческих способностей. Но применяя ее  в практике,  могу с уверенностью сказать, что с детьми нам стало проще находить общий язык, справляться с  упрямством, с кризисными ситуациями,  с трудностями при подготовке к школе, уменьшилась возбудимость. А сейчас во второй группе раннего возраста техники арт – терапии помогли сделать адаптацию детей легкой и успешной, научиться доверять друг другу, развивать мелкую моторику и запустить речь. Именно используя некоторые приемы арт- педагогики удалось создать в группе благоприятную, доброжелательную атмосферу, где дети не боятся выражать свои эмоции и чувствуют себя максимально комфортно.

Самое главное - не нужно воспринимать арт- терапию только как инструмент работы психологов, ведь каждый воспитатель тоже психолог и в течение рабочего дня решает множество задач.

Необходимо отметить, что в арт-терапии задействованы зрительные, слуховые, тактильные анализаторы, что в свою очередь благоприятно сказывается на физическом и психическом самочувствии человека. В арт-терапии используется комплекс коррекционных упражнений, которые затрагивают общее физическое развитие, эмоциональное развитие, речевое (вербальное) развитие, что в целом позитивно сказывается на социальном развитии.

Слайд 6         

Существует много видов арт- терапии:
- сказкотерапия;
- маскотерапия;
- музыкотерапия;
- цветотерапия;
- куклотерапия;
- игротерапи;
- драматерапи;
- изотерапия и т.д.

Эти методы я использую в своей практике, как при работе с детьми, так и при работе со взрослыми (родителями и педагогами): на открытых мероприятиях, на занятиях, на родительских собраниях, на педагогических совещаниях и т.п. и самое приятное то, что родители стали дома играть с детьми. А коллеги применяют полученные знания в работе с детьми и для себя лично – для профилактики профессионального , эмоционального выгорания (кто-то собирает алмазную мозаику, кто-то рисует, кто-то вяжет и вышивает)

Сейчас я выявила для себя наиболее подходящие элементы арт -терапии – это песочная терапия, изотерапия, музыкальная терапия (совместно с муз.рук. ДОУ), игротерапия и сказкотерапия.

Подробнее остановлюсь на некоторых.  

Слайд 7

Песочная терапия- концепция такой терапии использовалась М. Монтессори, основателем аналитической психотерапии Карлом Юнгом, английским педиатром Маргарет Ловенфельд и др. учеными.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует «принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей». Интеграцию можно реализовать по-разному, но базироваться она должна на самом близком для дошкольника – на игре. А что может быть ближе, чем игра в песок.
Кинетический песок совсем не зря называют «живым» и «волшебным». Он действительно обладает отличными свойствами, успешно используется для развития. С песком можно не просто играть , а развиваться исходя из задач , которые ставит воспитатель. Как известно ребенок развивается играя - это могут быть игры с животными , с геометрическими фигурами, с цветным песком и многое другое.                

Слайд 8

Простое пересыпание песка в ладонях способно успокоить и настроить на мирный лад непоседливого ребенка, а замкнутому и молчаливому ребёнку поможет расслабиться и раскрыться для общения.

Возможность учиться в ходе любимой игры значительно повышает мотивацию ребенка к получению знаний, что способствует более интенсивному и гармоничному развитию познавательных процессов. Польза рисования песком для детей – это развивающее действие. Техника улучшает моторику пальцев рук, сенсорное восприятие и творческое мышление. В рисовании обычно задействованы обе руки, что положительно влияет на развитие и правого, и левого полушарий мозга.   

Слайд 9

Еще одна польза рисования на песке – раскрытие художественного потенциала, проявление фантазии. У методики нет ограничений и строгих правил. Можно рисовать руками и разными приспособлениями. Сыпучая текстура материала позволяет создавать изображения любой сложности и степени детализации. Рисование песком доступно и для малышей , и для старших дошкольников. Элементы песочной терапии можно включить в образовательные события  по познавательному, речевому, художественно- эстетическому  и социально – коммуникативному развитию.              

Слайд 10

Сказкотерапия («лечение сказкой») – это комплексные занятия, которые нацелены на работу с чувствами, формирование ценностных основ личности, развитие творческих способностей ребёнка. Сказкотерапия родилась и развивалась на стыке психологии, педагогики, культурных традиций разных народов. Сказкотерапия решает множество задач, связанных с развитием ребёнка:

- раскрытие и активизация творческого потенциала;

- развитие фантазии и образного мировосприятия;

- знакомство с миром общечеловеческих ценностей, вековой народной мудростью, приобщение к бытовой культуре и опыту предков;

- регуляция самооценки, нейтрализация психологических проблем (страхи, враждебность, гиперактивность);

- формирование богатой, образной речи, совершенствование коммуникационной сферы ребёнка;

- оттачивание правильного произношения, артикуляции, речевого дыхания, развитие пальчиковой моторики и пространственного мышления;

- развитие умения выстраивать монолог, вести диалог с собеседником;

- решение проблем социальной адаптации, воспитание безопасной модели поведения, культуры здорового образа жизни.   Слайд 11

Разнообразны и приёмы сказкотерапии:

-чтение или рассказывание;

-пересказ по опорному плану;

-обсуждение и словесный анализ;

-рисование сказки;

-артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика и пальчиковый театр.

-дидактическая, ролевая, театрализованная, подвижная игра;

-сочинение собственных сказочных сюжетов;

-подготовка декораций, костюмов и масок к сказкам: рисование, аппликация, лепка и т.

-Сказка на песке.              

Слайд 12

Термин «игротерапия» предполагает наличие игровой деятельности. Ребёнок уходит в игру, как говорится, с головой. Проводит карандашиком по бумаге, вытягивает губки трубочкой, озвучивает летящий самолет или меняет тембр голоса, когда изображает речь своих героев - злых и добрых.

Игра имеет исключительное значение для психического развития ребёнка. Она определяет его отношения с окружающими, готовит к взрослой жизни. Игра помогает ребёнку приобрести определённые навыки в той или иной деятельности, в том числе и в общении, усвоить социальные нормы поведения, повышает жизненный тонус, улучшает эмоциональное и физическое состояние. Игровой процесс помогает ребенку легче и быстрее обучаться, приобретать навыки, которые ему пригодятся в дальнейшей жизни.          

Слайд 13     

Для применения этой техники мною были изготовлены игровые планшеты из флиса с набором геометрических фигур из фетра. Планшет легкий, мобильный, его можно использовать в индивидуальной работе и в групповой. Разнообразие геометрических фигур позволяет использовать планшет в свободной деятельности и во время образовательной деятельности. Фетр отлично держится  на флисе без липучек и дополнительных креплений. Основное назначение- развитие познавательных способностей, используем игры на цветовосприятие, на сравнение размера и количества, развитие пространственных отношений, конечно же, развитие творческих способностей и мелкой моторики.

Слайд 14       

Можно составить сказочных героев, природу и использовать в разыгрывании сказок. Дети, играя с фигурами, обговаривают свои действия, таким образом, мы развиваем речь и обогащаем словарный запас. Нельзя не сказать и о том, что Игротерапия ориентирована на стимулирование интереса детей к занятиям физической культурой и спортом, нацелена на воспитание у детей чувства ответственности за свое здоровье.     

Слайд 15

На каждом занятии с использованием игротерапии у детей проявляется интерес к подвижным играм, формируется интерес играть дружно, согласовывать свои действия с действиями других. Целенаправленно подобранные подвижные игры развивают у детей мелкую моторику, равновесие, координацию и точность движений, улучшают качество внимания, помогают освоению элементарных математических представлений о величине, расстоянии, скорости, весе, объеме, то есть стимулируют развитие физических, психомоторных и интеллектуальных способностей детей.           

Слайд 16

Всем известно, что дети любят рисовать. Одним из первых творческих занятий, которым они увлекаются, является рисование. Оно привлекает детей своими яркими красками, возможностью самовыражаться, изображать то, чего не существует, является для них самым доступным и интересным увлечением. Изотерапия является средством преимущественно невербального общения, что делает её особенно ценной в работе с детьми дошкольного возраста, изобразительная деятельность является мощным средством сближения людей. Необходимо сказать, что это один из самых распространенных и широко применяемых видов арт-терапии. 

Слайд 17

 За счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением, создаются условия для преодоления общей моторной неловкости, так как вместо традиционных кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты, пальцы.

Слайд 18

Дети знакомятся с такими нетрадиционными техниками рисования, как: рисование свечой, пальчиковая живопись, монотипия, рисование ладошкой, набрызг, тычок жесткой полусухой кистью, рисование печатками и различными предметами, мятой бумагой, пластилином, сыпучим материалом (песок, манка, скорлупа и т. д.); рисование мыльными пузырями. Создавая ситуацию успеха для каждого ребенка, мы корректируем его эмоционально-волевую сферу, что также положительно сказывается на динамике речевого развития, создают атмосферу непринужденности, открытости, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей.

Слайд 19  

Формирование активного и пассивного словаря происходит за счет использования слов, обозначающих свойства, качества того или иного материала, способов действия с ним и так далее.

Я перечислила лишь некоторые виды и техники арт-терапии. Вы можете выбрать именно те, которые подходят вам. Не забывайте, что использование арт-терапии может быть творческим поиском для ребенка, а также способом социальной адаптации. Помогите ребятам познать себя и окружающий мир при помощи искусства, фантазии и игры.

Правильно применяя методы и приемы арт- педагогики практически во время любого режимного момента- будь то образовательная ситуация или свободные игры и занятия детей, прогулка , утренний или вечерний круг можно добиться больших успехов.      

Слайд 20

Таким образом, применяя арт – терапию, я каждый раз приближаю детей к Здоровью в широком понимании этого слова- физической, социальной и психологической гармонии Человека. А также воспитываю в них доброжелательное отношение к людям, природе и, наконец, к самому себе.

Слайд 21

 

Список литературы

1. Аметова Л. А. "Формирование арт-терапевтической культуры младших школьников. Сам себе арт-терапевт". М., 2003.

2. Амонова О. Н., Храмкова В. Ф. Система здоровьесберегающих технологий в ДУ//Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. URL : https://e-koncept.ru/2016/56811.htm.

3. Базарный В. Ф. Освоение здоровьесберегающей технологии. https://festival.1september.ru/articles/551512/

4. Базарный, Владимир Филиппович — Википедия. ru.wikipedia.org/wiki/

5. Берн Э. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. – В кн. : Игры, в которые играют люди. – СПб. ,Лениздат, 2004

6. Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1965.

7. Зеньковский В. В. «Психология детства» – М., 2000

8. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. "Путь к волшебству, Теория и практика арт-терапии". СПб. : Златоуст, 2005.

9. Киселева М. В. "Арт-терапия в работе с детьми". СПб. ,Речь, 2008.

10. Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии. СПб., 2002.

11. Копытин А. И., Свистовская Е. Е. Терапия детей и подростков. М. ,«Когито-Центр», 2007.

12. Короткова Л. Д. "Арт-терапия для дошкольников и младшего школьного возраста". СПб., Речь, 2001.

13. Лебедева Л. Д. "Практика арт-терапии : подходы, диагностика". СПб. : Речь, 2003.

14. Мухина В. С. Детская психология. Апрель Пресс, М., 2000.

15. Мардер Л. Д. Групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста© Издательство «Генезис», 2007

  • file0.pptx.zip.. 11,4 МБ
  • Опубликовано: 02.07.2023