Культурно-краеведческое направление духовно-нравственного развития и воспитания учащихся в контексте ФГОС

Конференция: Современный подход к преподаванию

Автор: Головина Елена Анатольевна

Организация: МКОУ БГО Губаревская СОШ

Населенный пункт: Воронежская область, с. Губари

В Федеральном государственном стандарте общего образования духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены, как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом "Об образовании". Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.

Воспитание и социализация, согласно ФГОС, концепции и примерной программе, должны быть интегрированы во все виды деятельности школьника: учебную, внеучебную, внешкольную, семейную, общественно-полезную. Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, села.

Одним из направлений духовно-нравственного воспитания в нашей школе является культурно-краеведческое. Успешной реализации этого направления способствуют:

1). Содержание учебных предметов УМК «Школа России». Например, в системе уроков курса «Окружающий мир» А.А.Плешакова предусмотрены уроки-проекты на темы: «Моя малая Родина», «Моя семья», «Родное село», «Красная Книга», «Возьмём под защиту». В ходе выполнения этих проектов с помощью взрослых ребята учатся подбирать материал по теме, фотографировать, брать интервью у членов семьи, односельчан, выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии. Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, осознавать свою причастность к историческим событиям.

2). Внеурочная деятельность:

  • разработана система классных часов, целью которых является пробуждение интереса к родным местам, улице, дому, школе, содействие формированию патриотических чувств;   
  • в нашей школе действует краеведческий музей. Ребята принимают активное участие в сборе экспонатов для музея. В настоящее время действуют экспозиции: «Сельский быт конца XIX - начала XX вв.», «История образования в селе Губари»,  «История детского объединения», «Наши односельчане в годы войны», «Со школьного порога шагнувшие в войну» (о воинах-афганцах). На базе музея проводятся уроки и внеклассные мероприятия для учащихся начальных классов;
  • учащиеся являются постоянными участниками традиционных праздников: День села, День Победы, Масленица, День Защитников Отечества, День пожилого человека и др. В памятные дни дети несут вахты памяти и участвуют в возложении цветов и венков к памятникам. В нашей школе традиционными стали Рождественские и Пасхальные встречи, которые проходят совместно с воспитанниками воскресной школы. На Рождество в Знаменском храме села Губари ребята из окрестных сёл участвуют в театрализованном представлении. Целью этих встреч является возрождение православных традиций;
  • участвуя в районных краеведческих конкурсах, ученики нашей школы стали авторами творческих проектов на темы: «Люди, пришедшие после нас, узнают…», «С чего начинается Родина…», «Мои односельчане в годы Великой Отечественной войны», «Все мы родом из детства». Команда нашей школы традиционно занимает призовые места в краеведческой конференции младших школьников, где ребята показывают отличные знания в викторине по истории малой Родины, активно проявляют себя в творческих конкурсах;
  • в нашей школе организуются встречи с работниками правоохранительных органов, медицинскими работниками, с ветеранами войны и труда. Стали традиционными встречи с настоятелем Знаменского храма села Губари священником отцом Василием (Задорожняк) по вопросам этики, нравственности, религии;
  • ученики нашей школы принимают участие в ежегодных областных акциях: «Весенняя наделяя добра», «Свет в окне», «Чистые улицы». В рамках этих акций проходят субботники, оказывается помощь пожилым и одиноким людям, проводятся игры и конкурсы с воспитанниками детского сада;
  • при детском объединении «Новая волна» издаётся печатная газета «Паруса». На её страницах ребята обсуждают актуальные вопросы, публикуют свои творческие работы, берут интервью у интересных людей.

Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами являются: экспертные суждения (родителей), анонимные анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности; различные тестовые инструменты, созданные с учётом возраста; самооценочные суждения детей. Новая российская школа должны стать важнейшим, структурообразующим компонентом общенационального пространства духовно-нравственного развития личности гражданина России, средоточием не только интеллектуальной, но также гражданской, духовной, культурной жизни школьника.  

Опубликовано: 17.07.2023