Применение современных образовательных технологий

Конференция: Современный подход к преподаванию

Автор: Соломыко Людмила Николаевна

Организация: МБОУ СОШ № 9

Населенный пункт: Краснодарский край, х. Протичка

Развивающее обучение немыслимо без постоянного учебного общения, при котором учащийся, поняв, чего он не знает, не умеет делать, сам начинает активно действовать, восполняя недостаток знания и включая в этот процесс учителя, как более опытного партнера. Развивающее обучение - особый вид обучения, характеризующийся специфическим подходом к определению и реализации целей его содержания, технологии и взаимодействия участников учебного процесса. Использование творческой игры на уроках русского языка в начальной школе помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что способствует развитию познавательного интереса к русскому языку как учебному предмету.

Творческая игра на уроках русского языка способствует обогащению словарного запаса учащихся, расширяет их кругозор. Она несет в себе огромный эмоциональный заряд, решает не только общеучебные и развивающие задачи, но и воспитывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремленность, умение находить решение в нестандартной ситуации. Эффективность игры во многом зависит от эмоционального отношения педагога к течению игры, от заинтересованности в ее результатах. Кроме того , не все школьники одновременно усваивают правила, поэтому учитель может помочь им в процессе игры. Однако эта помощь должна быть по возможности скрытой от других учеников, чтобы у всех- и у слабых , и у сильных -создавалось впечатление равноценности их участия.

Обязательное  условие успешного обучения - привитие учащимся навыков самостоятельной работы над учебным материалом. Все - таки задача учителя состоит не в том , чтобы давать детям готовые знания, а в том, чтобы направлять их. К. Д . Ушинский говорил, что учащиеся атмосферу созидания и творчества, помогаю раскрыться способностям каждого ученика.

Большое место в преподавании русского языка в последние годы занимают творческие самостоятельные работы. Работы творческого характера повышают интерес к учению, развивают наблюдательность, учат самостоятельно решать поставленные задачи.

Прочные навыки грамотного письма учащиеся могут приобрести путем систематических письменных упражнений на базе усвоенных правил орфографии. Для развития у детей внимания и сосредоточенности использую свободные диктанты. Максимальный эффект может быть достигнут, если процесс запоминания организуется с учетом особенностей памяти учащихся.

Обратная  связь и индивидуальная и дифференцированная работа на уроке – это увеличение объема выполненного материала за урок.  Это увлекает ребенка, обостряет ум и напрягает волю в решении поставленных задач.  Создание  условий для развития психической активности ребенка, дают свободу познавательной деятельности, школьник не боится ошибиться при решении поставленной задачи. Ученик, находясь в состоянии душевного комфорта, с удовольствием обращается к умственным упражнениям и интеллектуальным заданиям. Перегрузка учащихся на уроке, которая вызывает повышение уровня утомляемости и невротизации, зависит не столько от количества, сколько от качества работы. Если процесс получения знаний интересен и мотивирован, то усвоение материала не создаст эффекта перегрузки. И наоборот, то, что вызывает у учащихся отторжение или кажется бесперспективным, бессмысленным и бесцельным, приводит к перегрузке даже при относительно небольших объемах материала. Поэтому учитывая возрастные психологические особенности своих учеников, необходимо продумывать разные виды учебной деятельности на уроке, избегаю однообразия, чтобы не наступило быстрое утомление. Компьютеризация сегодня достаточно значима и актуальна, и у школы нет иного выбора, кроме как адаптации ее к информационному веку. Необходимость применения информационных технологий в школьном образовании сегодня очевидна, поэтому нужно использовать компьютерные технологии. Формы подачи материала и оценивания знаний с помощью компьютера разнообразны: презентация, работа на интерактивной доске, тесты. Использование компьютера на уроке повышает интенсивность обучения, усиливает индивидуализацию учебного процесса. Наглядность, возможность изменять темп и формы изучения материала, его образно-художественное представление - все это делает компьютер незаменимым помощником учителя в деле снижения утомляемости учащихся. Сохранив все преимущества использования компьютерной техники в образовании, освобождается учебный процесс от его негативных сторон. Этому способствует также введение в структуру урока специальной валеологической паузы, применяя игровые технологии.   Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляют мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.

На  уроках русского языка, математики, окружающего мира необходимо организовывать групповую работу, в ходе которой уровень осмысления и усвоения материала заметно возрастает, детям значительно легче учиться вместе. Групповая работа в какой-то мере помогает решить одно из условий организации здоровьесберегающего обучения - избежать длительного сидения за партой. Малоподвижность во время урока негативно влияют на здоровье учащихся. Физкультминутки - естественный элемент урока в начальных классах, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Они помогают снять статическое утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление.

Систематически проходят динамические паузы, в ходе которых учащиеся выполняют различные упражнения с мячами, танцевальные и ритмические упражнения под музыку. совершают прогулки и игры на свежем воздухе. Часто динамические паузы проходят в сюжетной форме и в форме игр. Динамические паузы дают возможность « выпустить пар», разрядиться, снять негативные эмоции, переключиться, а затем с новыми душевными силами взяться за трудное дело учения. Воспитанию внимательного отношения к своему здоровью часто посвящаю воспитательные мероприятия. Прежде всего, это система классных часов: беседы о том, как заботиться о своем здоровье, о вредных привычках, встречи с медсестрой школы, с работниками районной больницы, анкетирование   среди  родителей,  различные  тренинги,   выполнение  режима дня, правильное питание. Нельзя говорить о здоровом образе жизни, не имея понятия о правильном питании. От того, насколько правильно и качественно организовано питание школьника, зависит его здоровье, настроение, трудоспособность и качество учебной деятельности.

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: "В здоровом теле -здоровый дух", то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.

Опубликовано: 22.10.2023