Инновационные методы и технологии музыкального воспитания в ДОУ из опыта работы
Конференция: Современный подход к преподаванию
Автор: Боева Ирина Николаевна
Организация: МДОУ Детский сад № 5
Населенный пункт: Саратовская область, г. Саратов
Из всех видов искусств музыка самая удивительная и загадочная, она без слов и визуальных образов заставляет нас радоваться или грустить, она может объединить нас и в едином порыве зажечь, и тогда новыми красками заиграют в нас чувства любви к Родине, маме, родному городу, природе. „Цель музыки — трогать сердца“ (Иоганн Себастьян Бах), и она трогает, чарует нас задушевными мелодиями, собирает в веселые хоровод, танцы и наполняет жизненной энергией, и наша душа всегда откликается на ее волшебные звуки и обретает внутреннюю гармонию.
«Любое искусство стремится к тому, чтобы стать музыкой» (Уолтер Патер), и музыка, по словам Д. Шостаковича, «это загадка, которую каждый разгадывает в меру своего таланта».
«Музыкальная страна» огромна, она отображает почти все стороны нашей жизни, в ней можно найти отзвуки нашего прошлого, настоящего и даже будущего, в ней есть уголки «Для всех», «На каждый день» и «Просто так», а еще есть области, где хранятся настоящие сокровища музыкального искусства, но не каждый способен их услышать, понять, и унести с собой в свой уголок под названием «Любимая музыка», и задача педагогов музыкального образования всех уровней, помочь нашим воспитанникам подобрать ключи к пониманию классических образцов музыкального искусства, заинтересовать, разбудить желание заниматься музыкой, и найти в этом радость и эстетическое удовольствие.
Как «путешествие длиной в тысячу миль начинается с первого шага» (Лао-Цзы), так и мы спустимся с высот музыкального Олимпа и обратимся к самым первым шагам знакомства детей с музыкой в детском саду.
Работая в детском саду, я, как многие музыкальные руководители и воспитатели, постоянно нахожусь в творческом поиске интересных методов и технологий, которые наиболее эффективно позволяют развивать музыкальные и творческие способности дошкольников, а также способствуют эстетическому развитию детей, и мне хотелось бы поделиться несколькими приемами технологиями, которые я использую в своей работе. В основе этих технологий лежит коллективная деятельность, объединяющая: пение, ритмизированною речь, игру на детских музыкальных инструментах, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомима, импровизация.
Коротко рассмотрим принцип моделирование элементов музыкального языка – это создания педагогической модели для музицирования с детьми и один из способов, ведущих к творчеству.
Метод моделирования элементов музыкального языка позволяет дать почувствовать и показать ребенку в доступном, обозримом для него виде особенности выразительных средств и их отношений. Моделироваться могут ритмические и звуковысотные отношения, динамика, темп, форма, фактура и др.
1. Прием: «Свободное моделирование музыкальных инструментов»
(Игры звуками – это музыкальная импровизация, одна из самых необходимых для детей форм первичного познания звукового мира. Автором, разработавшим идею игр звуками как первоначальной формы знакомства детей с миром музыки является австрийский композитор Вильгельм Келлер сподвижник и коллега Карла Орфа).
1. Мышиная история.
Осенью мышки весь день бегали туда и сюда, собирая запас на зиму.
БАРАБАНИТЬ ПАЛЬЧИКАМИ БАРАБАН / ПУСТАЯ КОРОБКА
И вот, наконец, с неба стали падать красивые белые снежинки.
МЕТАЛЛОФОН
Они покрыли замёрзшую землю пушистым белым одеялом, и вскоре на этом снегу появились маленькие следы мышиных лапок.
ТРЕУГОЛЬНИК ИЛИ?
Мыши попрятались в свои норки, где у них было очень много еды.
Они грызли орешки,
ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ, ОРЕХИ
грызли зёрнышки
ТОН - БЛОК (рубель)
И устраивали себе из соломы тёплые гнёздышки.
ШУРШАТЬ БУМАГОЙ / ПАКЕТ
Особенно они любили лакомиться сладкими корешками.
РАСЧЁСКА / ГОФРИРОВАННЫЙ КАРТОН / (Рубель)
А снаружи на землю каждый день падал снег и шумел ветер.
ПОДУТЬ (В БУТЫЛКУ) МИРЛИТОН?? ИЛИ МУНДШТУКИ ОТ ФЛЕЙТ
Но мышкам было очень хорошо под снегом в тёплых норках.
МЕТАЛЛОФОН / НАБОР БУТЫЛОЧЕК
2. День рождения цыплёнка
В один теплый весенний день в курятнике в самом большом яйце
кто-то тихо пискнул, вот так:
РЕЗИНОВАЯ ИГРУШКА ИЛИ СВИСТОЧЕК
Курица-мама подбежала к гнезду и стала слушать:
в яйце снова кто-то пискнул чуть-чуть громче:
РЕЗИНОВАЯ ИГРУШКА/СВИСТОЧЕК
Курица осторожно постучала по яйцу
ПОСТУЧАТЬ КАРАНДАШОМ ПО СТОЛУ? КОРОБОЧКА
Яйцо раскололось, и из него вылез маленький жёлтенький цыплёнок.
СВИСТОЧЕК
С днём рожденья, малыш, сказала мама-курица.
Пойдём, я покажу тебе, где можно покушать, и она пошла из курятника во двор, вот так:
СТУЧАТЬ ПАЛЬЦАМИ ПО СТОЛУ БАРАБАНУ
А цыплёнок побежал за ней на своих маленьких лапках, вот так:
СТУЧАТЬ НОГТЯМИ ПО СТОЛУ? КОРОБОЧКА
Курица привела своего маленького цыплёнка к кормушке с вкусной
кашей, и они начали её клевать, вот так:
СТУЧАТЬ КАРАНДАШАМИ ПО СТОЛУ ?
Мама – курица сказала: "Стой здесь, я сейчас приду”, и куда-то ушла. И цыплёнок остался один. Он стоял и смотрел вокруг и вдруг услышал красивый тихий звук: "Бом”.
УДАРИТЬ ТИХОНЬКО ПО ПОДВЕШЕННОЙ ТАРЕЛКЕ (хэт)/СКОВОРОДКЕ?
"Как красиво звонят”,- сказал цыплёнок. "Это потому, что у меня день
рожденья. Надо об этом всем рассказать.” И он подошёл к красивой важной утке.
УТИНЫЙ МАНОК/ КРЯКНУТЬ
"Слышите, как красиво звонят?”
СКОВОРОДКА/ТАРЕЛКА
"Это потому, что у меня день рожденья!”. Но утка ничего ему не ответила . Тогда цыплёнок подошёл к толстой свинье, которая что-то ела из корыта.
ХРЮКНУТЬ
"Слышите, как красиво звонят?”
СКОВОРОДКА/ ТАРЕЛКА
"Это потому, что у меня день рожденья!” Но свинья даже не услышала цыплёнка, и он спросил пушистую чёрную кошку, которая вылизывала язычком свои лапы: "Слышите как красиво звонят?”
Но тут прибежала курица и закричала: "Ты почему тут гуляешь один?
Ну-ка быстро домой!” И она пошла в курятник, а цыплёнок побежал за ней.
ПОСТУЧАТЬ ПО СТОЛУ ПАЛЬЦАМИ
А в курятнике бегало много жёлтеньких маленьких цыплят.
СВИСТОК?
"Слышите, как красиво звонят”,- спросил цыплёнок.
СКОВОРОДКА/ТАРЕЛКА
"Это потому, что у нас день рожденья”,-запищали цыплята
и захлопали крылышками, вот так:
ПОХЛОПАТЬ В ЛАДОШИ
3. Танец для мышки.
Жила-была маленькая мышка. Сидела она одна в своей норке, сидела, сидела и заскучала. "Там, на земле светит солнышко” - сказала она сама себе
МЕТАЛЛОФОН ГЛИССАНДО/ БУТЫЛОЧКИ
"там много места, там можно побегать и потанцевать!”
КСИЛОФОН/ ДЕРЕВЯШКИ
и она вылезла из норки и побежала к своему старому знакомому – Жуку.
БАРАБАН/ ПУСТАЯ КОРОБОЧКА
Жук сидел под большим лопухом.
РУБЕЛЬ/ТОН БЛОК РАСЧЁСКА
Мышка ему и говорит: " Ты можешь сыграть для меня или спеть? А я буду танцевать!” "Мне некогда, я ищу себе еду”, - сказал жук и уполз в траву.
МАРАКАСЫ / БУТЫЛОЧКИ С КРУПОЙ
И побежала мышка дальше. Бежит она, бежит, а навстречу ей летит пчела.
ДУТЬ В РАСЧЁСКУ С ФОЛЬГОЙ/ МИРЛИТОН / БУТЫЛКА
Мышка ей и говорит: "Ты можешь сыграть для меня или спеть? А я буду танцевать!” "Мне некогда, я мёд собираю!” - прожужжала пчела и улетела на цветок.
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ТАРЕЛОЧКИ/ТРЕУГОЛЬНИК
И побежала мышка дальше. Бежит она, бежит, а навстречу ей ползёт дождевой червяк.
ТЕРЕТЬ ПОДУШЕЧКОЙ ПАЛЬЦА ПО ПЛАСТИКУ БАРАБАНА/ ГОФР. КАРТОН
Мышка ему и говорит: "Ты можешь сыграть для меня или спеть?
А я буду танцевать!”. Ничего не сказал ей дождевой червяк и пополз дальше.
ТЕРЕТЬ ПОДУШЕЧКОЙ ПАЛЬЦА ПО ПЛАСТИКУ БАРАБАНА
И побежала мышка обратно к себе домой.
МЕТАЛЛОФОН
Входит мышка в свой домик и слышит музыку: "Тик-так, тик-так, тик-так,
тик-так”
КЛАВЕСЫ / КАРАНДАШИ
Мышка подошла к большим часам, а они стучали ещё громче: "Тик-так, тик-так, тик-так, тик-так”. Мышке понравилась такая музыка и она стала танцевать.
МЕТАЛЛОФОН И КСИЛОФОН / ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ НА ВСЕХ ДЕТЕЙ
В процессе игры музыкальный руководитель и воспитатель сотрудничают с детьми, создают приподнятую эмоциональную атмосферу, поддерживают детей и радуются вместе с ними их успехами.
Игра звуками «Послушай себя»
Подобные игры позволяют детям ощутить радость открытия того, что природа наделила человека огромным многообразием звуков. Их можно воспроизвести, используя возможности собственного тела (голосом, руками, ногами, губами) как своеобразного и оригинального инструмента. Понимание ребенком тесной связи себя и природы – основная цель игры.
В качестве примеров игр со звуками можно взять фонопедические игры-упражнения по системе В. В. Емельянова. Фонопедический метод развития голоса – это подготовительный, вспомогательный, узконаправленный метод решения координационных и тренировочных задач для постановки голоса, основанный на двигательных приёмах и применяемый на начальном этапе работы для приведения голосовой функции в норму. Вся система упражнений основана на особенностях строения голосового аппарата и позволяет правильно развивать голос. В основе работы стоят голосовые игры, которые повышают интерес ребёнка к занятию пением и предлагают вариативное исполнение упражнений в зависимости от индивидуальных физиологических и природных особенностей голоса ребёнка.
Полный текст статьи см. в приложении.