Научно-практическая конференция «Нетрадиционные формы уроков как способ развития интереса к обучению у младших школьников»
Конференция: Современный подход к преподаванию
Автор: Платонова Марина Викторовна
Организация: ГБОУ Школа № 2070 им. Героя Советского Союза Г.А. Вартаняна
Населенный пункт: г. Москва
Основной организационной формой обучения является урок. Именно он является важной педагогической единицей процесса воспитания и обучения в начальном звене. Все учебные предметы включают в себя большие возможности для интеллектуального, эмоционального, творческого и духовного развития каждого ребенка, формируют навыки и умения владения полученным материалом.
Перед педагогом стоит основополагающая задача: как заинтересовать учащегося изучаемыми предметами, как сделать урок интересным, увлекательным и ожидаемым. Чтобы привлечь внимание ученика начальных классов, учитель должен преподнести учебный материал так, чтобы нелегкий труд ребенка приносил ему радость, удовлетворение и пробуждал желание узнавать новое. Нетрадиционные формы уроков в начальной школе как раз и служат этим целям [13].
Актуальность темы нетрадиционных форм уроков как способа повышения интереса к учебному процессу у младших школьников обусловлена тем, что в последние годы интерес к нетрадиционному обучению значимо усилился. Это связано с социальными преобразованиями, происходящими в Российской Федерации, которые создали определенные условия для перестроечных процессов в сфере образования – создание новых типов школ, активного внедрения в практику различных педагогических инноваций, авторских программ и учебников.
Нетрадиционные формы обучения – это интересная, необычная форма предоставления материала на занятии. Именно применение нетрадиционных форм обучения активизирует мыслительные процессы младших школьников, побуждает их к постоянному творческому поиску, учит анализировать информацию, строить связное логичное высказывание, общаться друг с другом, правильно излагать свою точку зрения, терпимо относиться к мнению другого человека. Нетрадиционные методы направлены, таким образом, на создание благоприятного мотивационного и эмоционального фона на уроке, что ведет к развитию устойчивого интереса к его овладению.
По определению О.В. Банниковой, нетрадиционные формы обучения – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру [1].
С точки зрения Н.В. Бордовской нетрадиционные формы обучения – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру. Нетрадиционные формы урока Н.В. Бордовская рассматривает как одну из форм активного обучения [3].
Нетрадиционные уроки являются одной из форм организации воспитания и обучения школьников. Такие уроки приближают к жизни и реальной действительности школьное обучение, поэтому они очень нравятся учащимся. Дети охотно включаются в такие занятия, так как на них нужно проявить не только свои знания, но и способности в творчестве [2].
Нетрадиционный (нестандартный) урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру. Нетрадиционные уроки можно объединить в следующие группы:
Виды нетрадиционных форм уроков в начальной школе:
1. Уроки в форме соревнований и игр: викторина, КВН, конкурс и другие.
Провести урок будет очень интересно в форме КВН (по примеру телевизионного шоу). На разминке ученики готовят вопросы командам-противникам (это могут быть определение терминов, отнесение того или иного слова к части речи). Во время конкурса капитанов командир мимикой и жестами воспроизводит словосочетание, предложение, или выполняет определенные действия, жесты, с помощью которых другая команда отгадывает часть речи, которую им представляли. Этап проверки домашнего задания предусматривает определение темы и формы презентации материала заранее [5].
Урок-викторина предполагает индивидуальную работу учащихся и проводится, как и урок-КВН, с целью повторения учебного материала.
Ролевые игры являются подготовительным этапом для деловых игр, в которых специалисты проигрывают разные профессиональные ситуации, не имеющие места в действительности, для прогнозирования их возможных результатов. Ролевые игры – это взаимодействие по принципу «что было бы, если бы…»: на занятии создается игровая ситуация, при которой между участниками группы распределяются определенные роли. Например, при обучении русскому языку ролевые игры могут быть активно использованы на уроках развития речи, риторики, при работе над стилями речи:
- фонетические игры: фонемное различение слов («убери одну фонему», «замени фонему», анаграммы); различение глухих и звонких согласных («выключи голос», «найди пару»); оглушение и озвончение; различение твердых и мягких согласных; омофония, омография, определение ударного слога;
- коммуникативно-фонетические игры: на опознавание, различение, характеристику голоса; на отработку правильной мелодики, умения ставить логическое ударение, выдерживать паузу, соблюдать темп речи, чувствовать ритм;
- лексико-фразеологические игры: на значение слов (кроссворды, сканворды); «неологизмы» (среди представленных 10 – 15 слов отобрать неологизмы);
- игры, развивающие умение делить слово на морфемы и выявлять способы словообразования: «от одного корня» (подобрать однокоренные слова); «корень и дерево» (выделить правильно корень слова); «слова по схеме» (разбросать карточки с корнями, суффиксами, окончаниями, и учащийся по схеме должен собрать слова).
Уроки-игры могут быть построены по аналогии с одноименными телевизионными играми «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Счастливый случай», «Звездный час» и другие. Интересна и такая форма игры как «Крестики-Нолики».
Учебная задача данных уроков – обобщение и систематизация знаний. В зависимости от конкретной педагогической цели урока, его содержания, индивидуальных психологических особенностей детей и уровня их развития, можно проводить сюжетно-ролевые игры с одним учеником, группой или всеми учениками класса. Эти игры организуют тогда, когда необходимо на практике показать, как правильно применять знания [9].
В процессе проведения игр во многих учащихся повышается интерес к учебному предмету. Даже пассивные на уроках дети хотят вступить в игру. Игры полнее реализуют подготовку учащихся к практической деятельности, вырабатывают у них жизненную позицию, приучают к коллективным формам работы.
Эффективной является игра, которая проводится с установкой на победу. Система подведения итогов игры предусматривает:
- доброжелательное отношение к ученику;
- положительное оценивание усилий ученика;
- детальный анализ затруднений ученика и его ошибок;
- конкретные указания, направленные на улучшение достигнутого результата [4].
При использовании игрового метода обучения необходимо придерживаться следующих основных требований:
- игровое задание должно совпадать с учебным;
- математическое содержание должно быть посильным для каждого человека;
- итог игры должно быть четким и справедливым.
Например, урок-игра «Счастливый случай» по познанию мира (3 класс) по теме «Охрана окружающей среды».
2. Урок-исследование, урок-поиск – один из типов нетрадиционных уроков. Учебная задача на таких уроках ставится как предложение заняться научной деятельностью.
Имитируя исследовательскую деятельность, ученики осваивают элементы научного анализа. На уроке-исследовании присутствуют элементы ролевой игры. Ученики выступают в роли ученых-специалистов: ботаников, зоологов, экологов и др.
Роль исследователя позволяет ребенку в игровой форме заниматься довольно сложной для него аналитической деятельностью, заполнять таблицы, выбирать примеры и т.п. Он с радостью делает то, что никогда не стал бы делать не в игровой ситуации.
Творческие принципы данного урока:
- максимальное вовлечение учащихся в активную деятельность на уроке; различные формы групповой работы на уроке; не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока; развитие функции общения на уроке как
- обеспечение взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального удовлетворения [7].
Например, урок-исследование по литературному чтению по теме «К. Паустовский «Подарок» (3 класс).
Урок-поиск целесообразно проводить при усвоении и закреплении новой темы. В данном случае класс делится на 2 группы знатоков: первая – последователи идеи, которые готовят тезисы к определенной теме, вторая группа готовит тезисы против. Например, учащимся предложено слово, которое однозначно трудно определить к какой-либо части речи (предлог или наречие, или еще примеры в зависимости от изученного школьниками материала), или предложение, отнести которое к безличным, обобщенно-личным, неопределенно-личным не сразу удается. Группы спорят и доказывают свою точку зрения, при обсуждении предоставляют свои аргументы, подтверждающие их правоту.
3. Уроки-путешествия, уроки-сказки.
Изначально учитель привлекает детей хотя бы тем, что учитель начинает урок не как обычно: «Откройте тетради, сегодня будем проходить число 5», а какой-то интригой: «Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, а в какое, вы узнаете после того, как отгадаете загадку (решите ребус, отгадаете героя, составите примеры и получите ответ и т.д.)». Появилась заинтересованность – в какую сказку дети сегодня попадут, кто будет их сопровождать, какие задания он приготовил. Отгадали, решили, появляется удовлетворенность работой, т.к. они справились с заданием. Переходят к следующему этапу – объяснение или закрепление темы. Важно здесь отметить, что не учитель говорит: «решите то-то», «сделайте то-то», а сказочный герой, которому симпатизируют дети, просит о помощи или предлагает задания, чтобы добраться до заданной цели. И дети, чтобы оказать помощь, готовы на все: «пройти через огонь, воду и медные трубы». Так и начинается работа, только неудачи и успехи обыгрываются сказочным героем, а не учителем [8].
В процессе такого урока обязательно идет поощрение в виде наклеек, мордочек, звездочек и т.д. Вот это поощрение является мощным стимулом вести себя так, как требует того учитель: внимательно слушать, выполнять задания, поддерживать дисциплину. Взамен ученик получает хорошее настроение, т.к. помог герою, прошел все испытания и закончил путешествие, получил наклейку за проделанную работу. Что получает учитель: заинтересованность, активность учащихся, соблюдение дисциплины, работу на уроке в планируемом темпе.
Например, урок-путешествие по теме «Нумерация чисел в пределах 20» по математике (2 класс), урок-путешествие по теме «Органы пищеварения» по познанию мира (3 класс), урок-сказка по теме «Величины» по математике (4 класс).
4. Интегрированные уроки.
В каждом классе есть школьники, отличающиеся типами памяти, восприятия, внимания. Кого-то из них темп объяснения учителя устраивает, а для кого-то он слишком быстр. Кому-то используемая на уроке таблица кажется ясной, а другие воспринимают ее только после длительных разъяснений. Самостоятельная исследовательская работа учеников несколько уравнивает их шансы, так как каждый выбирает свойственный ему путь решения, хотя, конечно, остается проблема: как вооружить ученика приемами, способами, средствами, из арсенала которых он может выбрать подходящие для решения поставленной задачи [6].
Интеграция на основе сюжетного построения урока позволяет побуждать детей к разнообразным занятиям, перерастающим в активное их участие в групповых, парных и других формах коллективных занятий. Домашние задания способствуют раскрытию творческого потенциала детей. Ребята составляют интересные задания для одноклассников: ребусы, кроссворды, чертежи, таблицы. Интегрированные уроки объединяют в себе материал нескольких школьных дисциплин, т.е. проводятся различные уроки, темы которых способствуют взаимодействию и более глубокому изучению материала. Так, например, могут быть объединены такие уроки, как русский язык и литература, русский язык и иностранный язык, русский язык и музыка и т.д.
Включение системы содержательно- логических заданий, дидактических игр, нетрадиционных задач и специальных заданий, направленных на развитие познавательных процессов младших школьников, способствует более осознанному усвоению изучаемого материала на качественно ином, более высоком уровне [11].
С учетом того или иного распределения обязанностей между учителями и учениками интегрированные уроки имеют самые различные формы, в том числе и нетрадиционные.
Вот некоторые из них:
1. На уроке обмена знаниями ребята делятся сообщениями о своих изысканиях на заданную тему. Наиболее эффективна такая форма при совпадении тем учебных предметов.
2. На уроках взаимопроверки идет работа в группах и парах. Она требует большой подготовки учащихся. При всех видах деятельности ощущается острая необходимость в объективных и точных критериях оценки. Требуется, чтобы, проверяя знания своих одноклассников, каждый школьник имел удобную и хорошо известную шкалу (систему) показателей, по которым он может качественно оценивать ответы.
3. Урок творческого поиска предполагает, что дети самостоятельно ищут решение поставленной проблемы. Но методы поиска предварительно хорошо продуманы учителями и освоены учениками на предыдущих занятиях. Такой урок может иметь высокую эффективность и значимость.
4. Урок издание газеты или научного альманаха. Для него группам учащихся и отдельным ученикам даются задания творческого поискового характера по определенным темам. Результаты работы и составляют содержание предполагаемого альманаха или газеты [10].
Например, интегрированный урок «Осень глазами поэтов, художников, музыкантов» (3 класс), интегрированный урок по теме «Склонение имен существительных» по русскому языку (3 класс), интегрированный урок по математике и познанию мира по теме «Деление на многозначные числа. Загадочный материк – Австралия» (4 класс).
Отрицательной стороной нетрадиционных уроков является только то, что на подготовку такого урока уходит намного больше времени, чем на планирование обычного урока, требуется дополнительное оснащение (специально подготовленные иллюстрации, карточки, видео или аудио материал, следовательно, потребуется магнитофон, проектор, компьютер) и материальные затраты.
Значимость нетрадиционных уроков в общем учебно-воспитательном процессе обусловлена, прежде всего, тем обстоятельством, что сама по себе учебная деятельность, направленная в традиционном ее понимании на усвоение коллективом учащихся в целом требований базовой школьной программы, не сопряженная в должной степени с творческой деятельностью, способна привести к торможению интеллектуального развития детей [12].
Нетрадиционные уроки следует использовать как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся. Слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как это может привести к потере устойчивого интереса к предмету и процессу учения. Нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка и в первую очередь разработка системы конкретных целей обучения и воспитания. При выборе форм нетрадиционных уроков учителю необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности группы в целом и отдельных учащихся [2].
Таким образом, к основным видам нетрадиционных уроков можно отнести уроки в форме соревнований и игр: викторина, КВН, конкурс, урок-исследование, уроки-путешествия, уроки-сказки и интегрированные уроки. Используя ту или иную форму проведения урока очень важно не отходить от темы, материала урока. Педагогу не стоит забывать и о современных технологиях, о возможности использования мультимедийных установок на уроке, демонстрирования материала в виде презентации, фильма, аудиозаписи и т.д. Стоит отметить, что постоянно проводить нетрадиционный урок или традиционный нецелесообразно. Как минимум должно быть соотношение – урок объяснения материала традиционный, закрепление знаний, а их обобщение может происходит на нетрадиционном уроке.
Введение нетрадиционных форм уроков в практику обучения младших школьников подтверждает, что они формируют у них устойчивый интерес к учебе, помогают формированию навыков учебной работы, снимают скованность, напряжение и тревогу. Уроки нетрадиционной формы оказывают большое эмоциональное воздействие на детей, формируя у них более глубокие и прочные знания, развивая умение учиться с удовольствием.
Таким образом, от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму его проведения с учетом современных реалий зависит эффективность учебного процесса в целом. Такую задачу, во многом, помогают решать нетрадиционные формы его проведения, дающие возможность не только повысить уровень учебной мотивации учащихся младших классов, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний, приучать к самообразовательной деятельности.
Библиографический список
- Банникова О.В. Роль нестандартных уроков в развитии познавательной активности школьников // Вестник Челябинского государственного университета. – 2017. – №3. – С.70-75.
- Бобырев А.В. Педагогическая сущность нестандартных уроков в условиях профильного обучения // Известия Южного федерального университета. – 2017. – №9. – С.10-14.
- Бордовская Н.В. Педагогика: учебник. – СПб.: Питер, 2014. – 693 с.
- Вайндорф-Сысоева М.Е. Педагогика: учебное пособие. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 197 c.
- Голованова Н.Ф. Педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 377 c.
- Гончарова Т.И. Педагогика: учебник. – М.: Просвещение, 2013. – 387 с.
- Князева В.В. Педагогика: учебник. – М.: Вузовская книга, 2016. – 872 c.
- Коровкин Ф.Н. Педагогика: учебник. – М.: Педагогика, 2014. – 423 с.
- Крившенко Л.П. Педагогика: учебник и практикум для СПО. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 364 c.
- Кузьмина Н.В. Педагогика: учебник. – М.: Педагогика, 2014. – 225 с.
- Леонтьев А.А. Педагогика: учебник. – М.: Педагогика, 2013. – 280 с.
- Смирнов С.Н. Педагогика: учебник для бакалавров. – М.: Педагогика, 2014. – 396 с.
- Феталиева Н.Ю. Опыт нетрадиционного образования // Вестник МГУ. – 2016. – №8. – С.137-140.