Открытый урок по слушанию музыки во 2 классе ДШИ «Музыкальная форма на примере танцевальных жанров»

Конференция: Современный подход к преподаванию

Автор: Никитина Евгения Владимировна

Организация: МБУДО ДШИ № 1 им. С. Прокофьева

Населенный пункт: Приморский край, г. Владивосток

Цель урока: Закрепление теоретических знаний и выработка умений по их применению, направленных на развитие музыкальной памяти и музыкального мышления, формирование навыка восприятия музыкальных произведений.

Тип урока: Закрепление новых знаний и умений.

Продолжительность урока: 45 мин.

Задачи урока:

      образовательные: изучение простой  двухчастной и простой трехчастной музыкальных форм;

      развивающие: развитие музыкальной памяти, развитие самостоятельности и активности мышления учеников, включение каждого ученика группы в познавательную деятельность;

      воспитательные: воспитание у учеников стремления к совершенствованию своих музыкальных знаний и умений посредством грамотного выполнения заданий.

Дидактическое обеспечение: фортепиано, магнитофон, нотная литература, доска.

 

Структура и описание урока.

  1. Мотивация (организационный момент), повторение пройденного………8 мин.
  2. Основная часть……35 мин.
  3. Инструктаж по домашнему заданию………2 мин.

 

1. Урок начинается с повторения основных характерных черт пройденных танцевальных жанров. Ученики называют размер, темп, характер, страну происхождения  менуэта, полонеза, мазурки, вальса.

2. Учитель предлагает определить, какой звучит танец. Включает запись Полонеза Чайковского из оперы «Евгений Онегин». Ученики дирижируют, а после того как фрагмент закончился, они называют темп танца – умеренный, характер – яркий, блестящий, торжественный, услышали, что есть акцент на сильную долю. Далее учитель включает Вальс Свиридова из «Метели». Ученики, сравнивая эти два танца, говорят о плавном характере последнего, размере ¾, об умеренном темпе, о типичном для вальса аккомпанементе. Ученики вспоминают, что «королем вальса» в 19 веке был назван Иоганн Штраус-сын, называют известные им вальсы этого композитора.

Учитель пишет на доске название танца - предшественника вальса, лендлера, рассказывает о его характерных чертах. Для иллюстрации играет на фортепиано  примеры лендлера (Бетховен «Немецкий танец» до мажор и «Немецкий танец» фа минор). Учитель напоминает, что им уже известна простая двухчастная и простая трехчастная форма. Ученики верно определяют в обоих примерах простую двухчастную форму. Для наглядности учитель пишет на доске буквенное обозначение двухчастной и трехчастной форм (АВ, АВА), затем играет на фортепиано Менуэт Моцарта, написанный в простой трехчастной репризной форме. Именно реприза, то есть повторение музыкального материала первой части пьесы, должна помочь ученикам  услышать и верно назвать форму произведения.  

Следующее задание – определить форму музыкального произведения самостоятельно, на оценку. Это задание выполняет функцию самоконтроля для учеников. Оно активизирует внимание, музыкальный слух и музыкальную память, у учеников появляется интерес, направленный не только на результат, но и на сам процесс обучения. Ученикам предлагается прослушать следующие танцевальные пьесы: 1)Чайковский Мазурка из «Детского альбома», 2)Глинка Полька, 3)Гайдн Менуэт, 4)Григ Норвежский танец.  Задание  выполняется письменно в течение 15 минут.

Далее следует проверка работы: каждый ученик называет форму, которую он определил в услышанных танцах. Затем учитель  пишет верный ответ на доске, подводит итоги самостоятельной работы, обсуждается успешность выполнения задания каждым учеником, разбираются типичные ошибки. Учитель выставляет оценки.

3. В конце урока ученикам дается домашнее задание: повторить музыкальную форму и характеристику пройденных танцев.

 

 

                                      

 

     

Список используемой литературы:

  1. Чайковский П.И. Детский альбом. М.: Кифара, 2021.
  2. Школа игры на фортепиано. Ред. А. Николаева. М.: Музыка, 2020.
  3. Примерная программа по учебному предмету ПО.02.УП.02.СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ. М., 2012.
  4. Царева Н. Уроки госпожи Мелодии. Учеб.пособия. М., 2007.
Опубликовано: 17.03.2025