Роль семьи в сохранении родного языка
Конференция: Современный подход к преподаванию
Автор: Мамбетова Фатима Рауфовна
Организация: МБОУ «Гимназия №17»
Населенный пункт: КЧР, г. Черкесск
Из всех языков, существующих в мире, самый главный для нас тот, на котором впервые научились называть окружающий мир – язык семейного опыта и наших первых взаимоотношений в обществе. Родной язык – важнейшая ценность нации, открывающая первоначальную возможность познания мира человеком. Приобщение в детском возрасте к живой народной речи и народному творчеству, постижение глубинных истоков народного духа, мудрости и красоты народных сказок, песен, пословиц и поговорок, отражающих особенности национального характера, родной природы, быта – все это способствует формированию твердых нравственных устоев, выработке способностей к восприятию эстетических категорий. Таким образом, предоставляя возможность человеку чувствовать себя членом определенного национального коллектива, родной язык находится у истоков формирования того чувства, которое со временем, развиваясь и обогащаясь, закладывает основы патриотизма – любви к своей родине, земле, где родился и вырос, где жили предки. Через развитие родного языка мы сохраняем неповторимую культуру и обычаи своего народа. «Любой язык, преисполненный своих собственных традиций, настроений и творчества, столь же бесценен и уникален, как каждая человеческая жизнь» [10].
В современных социальных условиях существенно возрастает роль семьи и школы в преодолении целого ряда острых духовно-нравственных, межэтнических проблем, прежде всего таких, как огромный дефицит духовности и элементарной воспитанности, понимания людьми друг друга и милосердия. Лишение детей возможности овладеть родным языком, многовековой культурой своего народа порождает опасность деградации и исчезновения этой самой культуры, в конечном счете, создает опасность исчезновения самого носителя этой культуры – народа. Сохранять и развивать родной язык и возвышать его как средство хранения и передачи знаний, родной истории и культуры, обычаев и традиций – одна из важных задач, стоящих перед современной школой. Тогда поднимется и уровень культуры, будет накапливаться богатство добрых отношений между людьми. Родной язык как учебный предмет несет чрезвычайно высокую познавательную ценность: привитие любви к слову, осмысление общечеловеческих ценностей, воспитание личности с высоким чувством гуманизма и патриотизма.
Но нельзя все надежды возлагать только на школьную программу, которая ограничена рамками, временем и методиками. Педагоги не всегда могут донести до своих учеников роль родного языка в жизни человека. Обсуждения, чтение, просмотр фильмов, прослушивание песен в домашней непринужденной обстановке станут залогом не только совместного времяпрепровождения, но и сохранности родного языка. Язык народа – зеркало его души, культурное наследие. Язык – это не только инструмент для общения между разными людьми. Значение родного языка в жизни человека куда более глубокое и важное. Он является носителем культуры, менталитета, традиций и истории каждого народа.
С самого рождения ребенку нужно прививать знания, навыки, которые помогут в жизни. И именно речь – это одно из наиболее важных умений, которыми овладевает маленький человек. Поэтому с малых лет важно формировать у детей понимание того, что значит родной язык для человека, прививать любовь к слову.
Работкая учителем черкесского языка и литературы на протяжении многих лет, всегда ставлю перед собой цель: привить обучающим уважение и любовь не только к своему языку, но языкам других народов. Ведь знание языка является необходимостью в наши дни. Наряду с родным языком, владение другими языками дает возможность приобщаться к культуре разных народов, в том числе глубже познать красоту и уникальность своей собственной. «Столько языков ты знаешь – столько раз ты человек», — говорили древние мудрецы. Это, правда, поскольку благодаря знанию родных языков, человек раздвигает рамки своего собственного миропонимания. Владение языком – главное, чему стоит учиться в жизни, в семье и в школе. Родной язык – бесценный дар, которым наделен человек. В нем одухотворяется весь народ и вся его история. Вот почему у любого народа знанию родного языка отводится значительная роль. В настоящее время, как никогда, остро стоит проблема сохранения языков коренных народов, в том числе и черкесского языка. История показывает, что пренебрежение родным языком приводит к угасанию национальной культуры, молодежь теряет свое национальное своеобразие, превращаясь в безликую группу. Поэтому важно выработать у обучающихся бережное отношение к родному языку, показать важность его знания.
Актуальность определяется значимостью знания родного языка, как носителя духовной культуры народа. Только родной язык соединяет человеческие души, историю с современностью, жизнь предков с нашей жизнью. Через родное слово ребенок становится сыном своего народа. Каждый человек должен знать свой родной язык, это закон жизни и природы.
Цель моей работы: выявить влияние семьи на сохранение и развитие родного языка, в частности черкесского языка.
Каждый язык, как известно, это отдельное окно, через которое мы видим мир. Желание сохранять и развивать родной язык, как у носителей, должно быть у каждого. Только на первый взгляд кажется, что язык – это лишь инструмент для общения. На самом деле, он значит намного больше, чем просто общение. Родной язык - хранилище мудрости и памяти. Это прекрасно наточенный инструмент народа для выражения его самых тонких мыслей, нежных чувств, его духовных ценностей и блестящих идей, хранилище самой прекрасной литературы, истории народа. Язык хранит все это богатство и делает его доступным не только для нынешнего поколения, но и для будущего. Он позволяет людям ощущать свою общность, идентифицировать себя этнически со своим народом. «Пока жив язык народный в устах народа, до тех пор жив и народ» - эти слова великого педагога К.Д. Ушинского актуальны и сегодня [5, стр. 145-159].
С давних времен мыслители, писатели, педагоги говорят о важной роли родного языка в становлении человека. Родной язык обладает огромной притягательной силой. И не случайно он отождествляет со священным словом «мать». В научных исследованиях встречаются различные трактовки родного языка. Большинство исследователей под термином «родной язык» понимают материнский, первый язык, который усвоен человеком с детства («язык колыбели»). Обычно он совпадает с языком родителей или одного из них [1, стр. 532]. «Материнский язык» - самый радостный для ребенка язык, самый понятный, на котором она поет колыбельные песни. Именно с колыбели малыш начинает усваивать чистые родные звуки. Зерна добра и человечности, идеалы красоты и совершенства заложены, прежде всего, в маминых сказках, народном творчестве, так понятных и близких сердцу ребенка. В повседневном общении с матерью ребенок усваивает язык. Особенно, в первые годы жизни ребенка, когда всё значительное время он проводит в семье и в большинстве случаев, с матерью. Эмоциональная речь, атмосфера счастливой семьи вызывают положительные эмоции со стороны ребенка, что благоприятно влияет на душевное самочувствие и его воспитание, позитивно сказывается на формировании языкового поведения.
Язык передается по наследству и, поэтому, роль семьи и матери особенно велика. Именно родители определяют, на каком языке будет говорить их ребенок, право выбора зачастую принадлежит матери. На базе родного языка в кругу семьи происходит первичная социализация ребенка. Следовательно, именно в семье закладываются основы владения родным языком. Ребенок с самых ранних лет начинает формировать собственное «Я» по образцу родителей, которые в семье прививают любовь к своему народу, к родной культуре посредством языка.
Родной язык, являясь одновременно и средством, и источником интеллектуального, нравственного, эстетического воспитания, формирует ребенка как личность. Пользуясь родным языком, как средством общения, ребенок впитывает в себя культуру поколений, культуру своего народа, познает окружающий его мир и самого себя, усваивает нормы социального взаимодействия. Речь ребенка во многом зависит от родителей, их культуры, образования, социального положения, от понимания ими важности правильного речевого развития малыша. Родители должны осознавать особую ответственность за развитие речи ребенка в силу необыкновенно высокой детской чувствительности к языковой информации, которая «падает» на первые годы жизни. В этом отношении незаменимы произведения народной культуры, классического искусства, которые используются как действенное средство воспитания детей с первых лет жизни. С раннего возраста ребенок впитывает в себя мелодии и ритмы народных песен и стихов. В произведениях устного народного творчества, которые сопровождают ребенка с первых дней жизни, для него открывается вся прелесть родного языка.
Состояние родного языка, его роль в семье определяют состояние национальной культуры. Язык выступает важным средством, способным помочь проникнуть в скрытую сферу ментальности, поскольку через призму языка происходит восприятие и воссоздание реальности.
Даже в семьях, где оба родителя черкесы по национальности, общение на уровне семьи и быта происходит в основном на русском языке. Среди молодого поколения немного тех, которые разговаривают на родном языке дома. Говорят на черкесском языке в основном семьи, где родители являются людьми старшего поколения. Или это семьи, где совместно проживают люди разных поколений: родители и бабушки, дедушки. И как показывает практика, дети, владеющие родным языком, при поступлении в дошкольное образовательное учреждение, легко приобщаются к русскому языку. К сожалению, количество хорошо знающих родной язык среди наших обучающихся не велико. Объясняется это во многом сложностью родного языка. На мой взгляд, трудно постичь родной язык, когда ты изучаешь его, как предмет, но легко, если ты общаешься на нем каждый день, не задумываясь о том, что ты должен научиться этому предмету.
На современном этапе наблюдается снижение роли и значимости родного языка. Большинство обучающихся говорят, что они понимают родной язык, но сами не умеют на нем разговаривать, дома общение ведется на русском языке. Связано это с отсутствием доступной среды общения. Язык остается жизнеспособным лишь в том случае, если он является средством общения между людьми. Дети не общаются на родном языке, плохо владеют им. В повседневной суете мы совсем не замечаем и не обращаем внимания на то, как мы обижаем и унижаем родной язык. Не ценим его, как один из редких языков, как язык величайшего художественного творчества.
Следует отметить и тот факт, что хорошее знание структуры, системы, содержания родного языка важно и потому, что родной язык становится необходимой базой для обучения иностранных языков. В ходе многолетних испытаний выяснилось, что хорошее знание родной речи помогает легче освоить чужой язык. Не зря К.Д. Ушинский придавал родному языку воспитательное и познавательное значение: «Этот удивительный педагог – родной язык – не только учит многому, но учит удивительно легко, по какому-то недосягаемо облегченному методу» [5, стр. 145-159]. Особенно родной язык помогает обогащению словарного запаса учащихся. И что немаловажно, хорошее знание родного, и других языков позволяет жить более богатой духовной жизнью.
Рассмотрение вопроса о сохранении, развитии родного языка и национальных традиций позволяет говорить о том, что данный процесс осуществляется в первую очередь в семье. Поэтому основная задача семьи в данном вопросе: прививать детям желание говорить на родном языке; воспитывать уважение к родному языку, культуре, обычаям и традициям своего народа.
Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй.
Какие причины могут стать препятствием, чтобы дома говорили или начали говорить на родном языке с детьми и внуками. Родители должны подавать пример своим детям, ведь не зря бытует мнение, дети зеркало своих родителей. Всегда, независимо от обстоятельств, дома со своими детьми нужно не стесняться говорить на родном языке. Стесняясь, мы как бы демонстрируем ребенку, что их речь неполноценна, теряя одновременно и свой авторитет, и статус родного языка. Если в семье разговаривают только на родном языке, обучая этому разговору и прививая любовь к нему с раннего детства, то ребенок с гордостью будет разговаривать на нем, и в будущем воспитывать своих детей.
Мы должны сохранить родной язык, как важнейшее звено, связывающее нас с прошлым, а с нами последующие поколения. В адыгском языке заключены мудрость древнего народа, его богатейший жизненный опыт, его история, которые питают умы потомков. Наш собственный пример в использовании родного языка и проявления интереса к нему – самая эффективная форма по сохранению родного языка, когда в роли воспитателя и учителя выступают родители.
В заключение хочется отметить, мы должны уметь, а если понадобиться, научиться внушить необходимость знания родного языка нашим детям, усиливая его этническую притягательность и подчеркивая его актуальность для завтрашнего дня. Только мы сами должны приложить все усилия для возрождения языка. Язык - это душа народа. И пусть наша душа никогда не угаснет!