Педализация – как часть процесса обучения учащегося в фортепианном классе

Конференция: Современный подход к преподаванию

Автор: Шидловская Светлана Анатольевна

Организация: СПб ГБУ ДО Детская школа искусств им. Е.А. Мравинского

Населенный пункт: г. Санкт- Петербург

Аннотация. В докладе анализируются подходы, характерные особенности и специфика освоения педализации. Рассмотрены основные этапы процесса работы над разными видами педализации.

Ключевые слова: педализация, умение, обучение, гармония, звук, выразительность, педаль, рояль.

 

«Хорошая педализация – три четверти хорошей игры на фортепиано».

А. Рубинштейн

 

«Пользоваться педалью учатся в течении всей жизни. Это наиболее трудная область высокого фортепианного образования. Конечно, можно определить основные правила для использования, и учащемуся необходимо тщательно ее изучить. Но в тоже время, эти законы можно искусно нарушать во имя достижения необычных чарующих красок» - С. Рахманинов.

Педализация - важный элемент пианистического искусства. Умение правильно пользоваться педалью – это осуществлять слуховой контроль, глубоко понимать и чувствовать каждое произведение, улавливая оттенки звучания. Педализация связана со стилем исполняемого произведения, настроением исполнителя и особенностью инструмента.

Рояль – инструмент с уникальной историей. Его звучание выразительное и насыщенное по тембру. Рояль оснащен педалями и освоение техники педализации входит в процесс обучения юного музыканта. Пользоваться педалью учатся в течение всей жизни.  Начинать изучать педализацию нужно как можно раньше. Это развивает как слуховой контроль ученика, так и его координационные навыки.

Педаль служит для связывания звуков, выдерживании гармонии, усиления или ослабления звучания.  Но, главное, педаль обогащает звучание инструмента.

Существуют разные типы педали: прямая, запаздывающая, полупедаль, четвертная, вибрирующая или тремолирующая.

Виды педали:

1. Ритмическая

2. Динамическая

3. Красочная

4. Артикуляционная

Прямая педаль обычно является разделяющей. Это педаль, которая нажимается и снимается в пределах одной гармонии, фразы или мотива. Она прервана и существует внутри музыкального построения и не зависит от предыдущего или последующего построения.

Динамическая заключается в нарастании и спаде звучности. Красочная – это полная педаль, связывающая аккорды, минимальная на мелодии.  Артикуляционная, разделяющая – разделяет стаккато от легато. Роль правой педали многообразна. Она выполняет функцию красочную и связывающую.

Связывание звуков осуществляется с помощью запаздывающей педали. Это требует слухового контроля: необходимо вовремя менять педаль, не давая наслоиться следующим звукам. Педаль используется для соединения звуков, когда трудно сыграть легато. Например, исполнение в октаву. Она служит для продления звуков, может заменить недостающие пальцы, удерживать звучание, когда руки вынуждены отпустить клавиши.

Она способствует легато, когда оно физически неисполнимо, например, при соединении многозвучных аккордов. Она удерживает гармонию. Использование педали не поддается точной фиксации в нотах, а диктуется и контролируется слухом. Поэтому работа над педалью требует систематической работы.

Объясняя ученику педализацию, можно предложить ему, послушав звучание, найти правильные ей применения. С первых уроков ученик понимает, что педаль – это средство выразительности. При работе над педалью надо рассказать для чего нужна педаль, как объединять легато, как педаль объединяет бас и аккорд, как помогает добиться певучести звука, как она обогащает звучание.

Разучивание пьес на начальном этапе обучения происходит без педали, но затягивать этот процесс не нужно. Начинать работу над педалью можно, когда ученик начал «слушать себя» и овладел навыком легато. Первоначально нужно объяснить ученику как ею пользоваться: плавно опускать педаль вниз и также плавно давать ей подняться вверх.

Движения должны быть без шума. В начале брать педаль на продолжительных звуках и снимать на коротких. В более старших классах объяснить учащемуся, что педаль может меняться в зависимости от характера исполнения, инструмента и от помещения, в котором предстоит играть (наполненность зала). Ее надо продумывать. Самое главное, чтобы учащийся вслушивался в звуковой результат и понимал, для чего он это делает и правильно ли он педализирует. Обучение педализации – это развитие творческой фантазии, улавливание оттенков звучания и воспитание образного мышления и развития музыкального вкуса.

«Рояль, как инструмент, пользуется огромной популярностью как на концертной эстраде, так и в быту. Мощь и нежность звучания этого чудесного инструмента завоевали ему признательность и любовь слушателей. Тем не менее, малоискушенный слушатель подчас не воспринимает звуковой прелести и выразительной силы фортепиано и склонен приписывать ему бездушие и сухость.

В природе фортепианного звука есть объективные причины для такого восприятия. Звук рояля не льется струей, подобно голосу, быстро утрачивает первоначальную силу и гаснет. Если бы не существовало правой педали, такая бы «слава» была заслуженной. И по справедливости, правая педаль названа «душой» рояля.   «Борьба с сухостью принадлежит именно правой педали» А. Рубинштейн.

«Нога — это слуга, исполнитель, в то время как ухо является руководителем, судьей и высшим арбитром. Если есть область в фортепианной игре, где мы должны особенно помнить о том, что музыка предназначена для слуха, то эта область педализации» И. Гофман. 

Педаль – это важная составляющая часть. Она может испортить, но может и улучшить, раскрасить, что-то облегчить, а что-то невозможное сделать возможным.

 

 

 

 

Список источников

  1. А.Д. Алексеев. Методика обучения игры на фортепиано. «Музыка»1971 г.
  2. Н. Голубовская. Искусство педализации. «Музыка» Москва. 1967 г. Ленинград.
Опубликовано: 02.06.2025