Современный подход в формировании экологической культуры учащихся
Конференция: Современный подход к преподаванию
Автор: Ахмадеева Земфира Ахтямовна
Организация: МБОУ «Татарская гимназия № 1 им. Г. Тукая»
Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Казань
Автор: Зергирова Лилия Наилевна
Организация: МБОУ «Татарская гимназия № 1 им. Г. Тукая»
Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Казань
Сегодня перед человечеством остро стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. В современном многообразном, динамичном и полном противоречий мире экологические проблемы приобрели глобальный масштаб, потому что только в гармоничном сосуществовании с природой возможно дальнейшее развитие нашего общества. Человеку необходимы новые знания, новая система ценностей, которые, несомненно, нужно создавать и воспитывать с детства: надо учиться жить в согласии с природой, с ее законами и принципами.
Экологическое образование и воспитание в современной школе должно стать приоритетным и охватывать все возрасты. Задача школы состоит в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии и способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости своей практической помощи природе.
Экологизация воспитательной работы стала одним из главных направлений развития системы школьного образования. Экологическое образование носит междисциплинарный характер и входит в содержание многих предметов: биологии, географии, химии, физики. Огромную роль в экологическом воспитании играют уроки русского языка и литературы, на которых у школьников, помимо речевых навыков, формируются мировоззрение и основополагающие нравственные качества.
География относится к числу учебных предметов, располагающих чрезвычайно большими возможностями для всестороннего воспитания и формирования экологической культуры школьников. Являясь наукой о законах развития и существования природных комплексов и взаимодействия компонентов природы, география может помочь в решении многих важных задач. Из науки, отвечающей на вопросы «Что?» и «Где?», она стала наукой, отвечающей на вопросы «Почему?», «Как не испортить?», «Как исправить?». Обучение географии направлено на формирование у школьников понимания целостности природы Земли, единства её процессов, естественной связи с ней человека, а также того, что любая деятельность человека и его поведение в природе должны быть согласованы с её законами.
География – единственный предмет, рассматривающий экологические проблемы на трех уровнях: глобальном, региональном и локальном на основании краеведческого подхода.
Содержание школьного курса географии способствует экологическому образованию школьников и имеет для этого огромные возможности. Учащиеся должны не только осознать наличие экологических проблем, но и выявить причины их возникновения, предложить и обосновать пути решения. Задачи экологического воспитания можно решать на каждом уроке географии. В начальном курсе физической географии, в 5 классе, при изучении темы «Литосфера» уделяем внимание проблеме исчерпаемых и неисчерпаемых природных ресурсов. Ученики с удовольствием сочиняют экологические сказки. В 6 классе изучение темы « Воды суши» даёт большую возможность рассмотреть экологические проблемы рек. Так как наш город Казань расположен на левом берегу реки Волги при впадении в неё реки Казанки, знакомимся с экологическими проблемами Волги, определяем основные факторы загрязнения реки и волжского бассейна, ищем пути решения экологических проблем. В 7 классе при изучении природы океанов рассматриваем вопрос о деятельности человека в океане, выделяем проблемы, связанные с морским транспортом, центрами добычи природных ресурсов, определяем роль международного сотрудничества в деле охраны природы Мирового океана. При изучении темы «Природа и человек» в 8 классе ученики составляют прогноз развития экологической ситуации в нашей республике на основе сведений о хозяйственной и повседневной деятельности человека. Ученики выполняют проектную работу о видовом разнообразии особо охраняемых территорий России, Татарстана и их особенностях. По теме «Гидросфера и человек» обсуждаем проблемы, связанные с водными ресурсами, какую проблему создают водохранилища. При изучении темы «Климат» учащиеся анализируют источники загрязнения атмосферы в Казани, предлагают меры по уменьшению объёмов загрязнения. Выполняют творческую работу – изготавливают рекламный плакат, призывающий охранять атмосферу от загрязнения. Не менее значимыми для воспитания экологической культуры являются игры экологического содержания, внеклассные мероприятия, использование краеведческого материала на уроках.
Одним из направлений решения проблемы формирования экологической культуры у школьников является внеклассная работа. Мы проводим такие мероприятия, как «Экология жилища», «Защита вод Татарстана», «Красная книга Татарстана» и другие. Ученики с удовольствием участвуют в различных экологических конкурсах - «Знатоки природы», «Мой домашний питомец». Во время декады естественных наук организуются выставки поделок «Из отходов - в доходы», «Вторая жизнь упаковки». Ежегодно участвуем в экологической акции «Сдай батарейку, спаси ежика!», «Сдай макулатуру - сохрани лес!». Следуя экологическому календарю, проводим «День заповедников и национальных парков», «День Земли», «День экологических знаний». На уроках активно используются материалы сайта «Всероссийский заповедный урок».
Неизвестный китайский поэт еще в 500 году до нашей эры сказал: «Если вы думаете на год вперед – сейте зерна. Если вы думаете на десять лет вперед – сажайте деревья. Если вы думаете на сто лет вперед – воспитывайте человека».
Каждая из форм организации учебного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся: самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы; игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей.
Экологическая культура – это часть общей культуры человека, проявляющаяся в его духовной жизни, поступках в быту. Цель экологического воспитания в учебном процессе: донесение до детей осознания того, что судьба человечества связана с окружающей средой и полностью зависит от состояния природы. Эпоха неконтролируемого саморазвития системы «человек – природа» окончилась. Наступило время Разума, а ресурсом стало время. Поэтому мы должны использовать этот ресурс и воспитать экологически культурное поколение, чтобы быть безопасными за будущее планеты Земля.
Литература
1. Домогацких Е.М., Н.И.Алексеевский. География. Физическая география России. -Москва: «Русское слово»,2018
2. Мушарапова И.Ф. Экологическое воспитание на уроках географии
3. Пятина Д.А., Экологическое воспитание на уроках географии [электронный ресурс]//http://pedrazvitie.ru/raboty_osnovnoe_obshhee_new/index?n=58929
4. Хрипунова О.В. Формирование экологической культуры на уроках географии [электронный ресурс] //http://elibrary.sgu.ru/VKR/2016/050103_010.pdf