Запоминание музыкального текста. Виды музыкальной памяти
Конференция: Современный подход к преподаванию
Автор: Фаттахова Римма Куяметдиновна
Организация: МБОУ ДО «Сабинская ДШИ им. Хуснуллы и Аллагияр Валиуллиных»
Населенный пункт: Республика Татарстан, с. Шемордан
Введение
Одна из ключевых задач, стоящих перед нами, преподавателями класса фортепиано в ДШИ, — научить юного музыканта не просто исполнять, но и уверенно, осмысленно играть наизусть. Умение запоминать музыкальный текст — это не врожденный дар, а сложный, многогранный навык, который можно и нужно развивать. Понимание структуры музыкальной памяти и владение методами её развития — залог успешных выступлений наших учеников и их гармоничного профессионального роста.
Цель данного доклада — систематизировать знания о видах музыкальной памяти и предложить практические методы их развития в работе с учащимися ДШИ.
1. Что такое музыкальная память и почему она важна?
Музыкальная память — это синтетический вид памяти, объединяющий в себе несколько компонентов, позволяющий музыканту удерживать и воспроизводить музыкальный материал. Игра наизусть освобождает исполнителя от «рабства» у нотного текста, позволяя полностью сосредоточиться на художественном воплощении замысла композитора.
Для ученика ДШИ развитие памяти способствует:
-
Углубленному пониманию музыки: чтобы запомнить, нужно проанализировать.
-
Развитию уверенности: твердое знание текста снижает эстрадное волнение.
-
Формированию прочного исполнительского фундамента.
2. Основные виды музыкальной памяти в работе пианиста
Условно память пианиста можно разделить на четыре основных взаимосвязанных вида.
2.1. Слуховая память
Это основа основ. Способность мысленно слышать музыку, предвосхищать её развитие, удерживать в памяти мелодические линии, гармонические последовательности, тембровые краски.
-
Как развивать:
-
Мысленное проигрывание: Ученик должен многократно проигрывать пьесу «в уме», без инструмента, стараясь услышать все детали.
-
Пение голосов: Особенно эффективно в полифонии. Попросите спеть отдельно тему, бас, средние голоса.
-
Слушание эталонных записей с активным анализом: "А как здесь звучит эта тема? Какие гармонии я слышу?"
-
Подбор по слуху знакомых мелодий и аккомпанемента.
-
2.2. Моторная (двигательная, тактильная) память
Это «память пальцев». Автоматизированная память на последовательность и характер движений рук, пальцев, корпуса. Формируется за счет многократных повторений.
-
Сильная сторона: Обеспечивает беглость и техническую свободу.
-
Опасность («ловушка моторной памяти»): При сильном волнении цепочка автоматических движений может легко разрушиться. Ученик, полагающийся только на неё, в стрессовой ситуации «забывает», что играть дальше.
-
Как развивать:
-
Работа мелкими отрезками, отстройка удобных и экономичных движений.
-
Игра с разной аппликатурой для осознания конкретного пальца, а не просто движения.
-
Игра с закрытыми глазами, чтобы обострить тактильные ощущения.
-
2.3. Зрительная память
Способность запоминать нотный текст и расположение рук на клавиатуре.
-
Внутренний зрительный образ: Ученик может мысленно «видеть» нотный текст страницы со всеми обозначениями (ноты, паузы, штрихи, динамика).
-
Внешний зрительный образ: Память на «топографию» клавиатуры, на движение рук в пространстве.
-
Как развивать:
-
Метод «фотографирования»: Попросите ученика внимательно посмотреть на нотный текст в течение 1-2 минут, затем закрыть ноты и попытаться записать или детально описать отрывок.
-
Мысленное чтение с листа без инструмента.
-
Акцентирование внимания на графическом облике пьесы: "Обрати внимание, как эта фраза «взлетает» вверх, а эта — «нисходит»".
-
2.4. Логическая (аналитическая) память
Самый надежный и профессиональный вид памяти. Это осознанное запоминание структуры произведения: формы, гармонического плана, тонального развития, мотивной работы, каденций.
-
Как развивать (самая важная часть работы педагога):
-
Анализ формы: Определить границы периодов, предложений, фраз. Нарисовать схему формы (например, А - А1 - Б - А2).
-
Гармонический анализ: Подписать карандашом аккорды в каденциях, определить модуляции.
-
Мотивный анализ: Найти и выделить цветом основной мотив, проследить его трансформацию.
-
Составление «смысловых вех»: Определить в произведении 5-7 ключевых точек (например, начало, первая кульминация, середина, вторая кульминация, заключение), от которых можно «оттолкнуться» в случае сбоя.
-
3. Интегральный подход: «Память — это не склад, а конструктор»
Все виды памяти неразрывно связаны. Наша задача — научить ученика пользоваться этим «конструктором».
Практические рекомендации для урока:
-
Этапность работы над запоминанием:
-
Донотный период: Знакомство со стилем, прослушивание, общее представление.
-
Разбор: Сразу обращать внимание на структуру и гармонию.
-
Работа над памятью с первых уроков: Не откладывать на последний момент.
-
Выучивание «с листа» и «с рук»: Чередовать чтение нот и игру по памяти.
-
Регулярное «очищение» текста: Игра наизусть в медленном темпе, с остановками, с мысленным пропеванием голосов.
-
-
Метод «опорных точек»: Это стержень надежного запоминания. Ученик должен знать, что в случае ошибки он может перейти к следующей «опоре» (например, к началу новой вариации, к репризе, к сильной доле такта), а не начинать все сначала или останавливаться.
-
Игра «с места»: Прервать ученика в любом месте пьесы и попросить продолжить. Это ломает привычную моторную цепочку и задействует логическую и слуховую память.
-
Мнемотехники для сложных мест: Создание ассоциаций, коротких «историй» для запоминания нестандартных гармоний или пассажей.
Заключение
Развитие музыкальной памяти — это не дополнительная нагрузка, а неотъемлемая часть процесса обучения игре на фортепиано. Подходя к этому вопросу системно, понимая специфику каждого вида памяти, мы можем помочь нашим ученикам не просто «заучить» пьесу, а прочно, осознанно и творчески овладеть ею.
Главный принцип, который мы должны донести до юных музыкантов: надежно выучено только то, что понято, услышано, проанализировано и прочувствовано. Комплексное развитие слуховой, зрительной, моторной и, что крайне важно, логической памяти — это путь к свободному, уверенному и артистичному исполнению, которое является высшей целью нашего совместного с учениками труда.