Запоминание музыкального текста. Виды музыкальной памяти

Конференция: Современный подход к преподаванию

Автор: Фаттахова Римма Куяметдиновна

Организация: МБОУ ДО «Сабинская ДШИ им. Хуснуллы и Аллагияр Валиуллиных»

Населенный пункт: Республика Татарстан, с. Шемордан

Введение

Одна из ключевых задач, стоящих перед нами, преподавателями класса фортепиано в ДШИ, — научить юного музыканта не просто исполнять, но и уверенно, осмысленно играть наизусть. Умение запоминать музыкальный текст — это не врожденный дар, а сложный, многогранный навык, который можно и нужно развивать. Понимание структуры музыкальной памяти и владение методами её развития — залог успешных выступлений наших учеников и их гармоничного профессионального роста.

Цель данного доклада — систематизировать знания о видах музыкальной памяти и предложить практические методы их развития в работе с учащимися ДШИ.

1. Что такое музыкальная память и почему она важна?

Музыкальная память — это синтетический вид памяти, объединяющий в себе несколько компонентов, позволяющий музыканту удерживать и воспроизводить музыкальный материал. Игра наизусть освобождает исполнителя от «рабства» у нотного текста, позволяя полностью сосредоточиться на художественном воплощении замысла композитора.

Для ученика ДШИ развитие памяти способствует:

  • Углубленному пониманию музыки: чтобы запомнить, нужно проанализировать.

  • Развитию уверенности: твердое знание текста снижает эстрадное волнение.

  • Формированию прочного исполнительского фундамента.

2. Основные виды музыкальной памяти в работе пианиста

Условно память пианиста можно разделить на четыре основных взаимосвязанных вида.

2.1. Слуховая память

Это основа основ. Способность мысленно слышать музыку, предвосхищать её развитие, удерживать в памяти мелодические линии, гармонические последовательности, тембровые краски.

  • Как развивать:

    • Мысленное проигрывание: Ученик должен многократно проигрывать пьесу «в уме», без инструмента, стараясь услышать все детали.

    • Пение голосов: Особенно эффективно в полифонии. Попросите спеть отдельно тему, бас, средние голоса.

    • Слушание эталонных записей с активным анализом: "А как здесь звучит эта тема? Какие гармонии я слышу?"

    • Подбор по слуху знакомых мелодий и аккомпанемента.

2.2. Моторная (двигательная, тактильная) память

Это «память пальцев». Автоматизированная память на последовательность и характер движений рук, пальцев, корпуса. Формируется за счет многократных повторений.

  • Сильная сторона: Обеспечивает беглость и техническую свободу.

  • Опасность («ловушка моторной памяти»): При сильном волнении цепочка автоматических движений может легко разрушиться. Ученик, полагающийся только на неё, в стрессовой ситуации «забывает», что играть дальше.

  • Как развивать:

    • Работа мелкими отрезками, отстройка удобных и экономичных движений.

    • Игра с разной аппликатурой для осознания конкретного пальца, а не просто движения.

    • Игра с закрытыми глазами, чтобы обострить тактильные ощущения.

2.3. Зрительная память

Способность запоминать нотный текст и расположение рук на клавиатуре.

  • Внутренний зрительный образ: Ученик может мысленно «видеть» нотный текст страницы со всеми обозначениями (ноты, паузы, штрихи, динамика).

  • Внешний зрительный образ: Память на «топографию» клавиатуры, на движение рук в пространстве.

  • Как развивать:

    • Метод «фотографирования»: Попросите ученика внимательно посмотреть на нотный текст в течение 1-2 минут, затем закрыть ноты и попытаться записать или детально описать отрывок.

    • Мысленное чтение с листа без инструмента.

    • Акцентирование внимания на графическом облике пьесы: "Обрати внимание, как эта фраза «взлетает» вверх, а эта — «нисходит»".

2.4. Логическая (аналитическая) память

Самый надежный и профессиональный вид памяти. Это осознанное запоминание структуры произведения: формы, гармонического плана, тонального развития, мотивной работы, каденций.

  • Как развивать (самая важная часть работы педагога):

    • Анализ формы: Определить границы периодов, предложений, фраз. Нарисовать схему формы (например, А - А1 - Б - А2).

    • Гармонический анализ: Подписать карандашом аккорды в каденциях, определить модуляции.

    • Мотивный анализ: Найти и выделить цветом основной мотив, проследить его трансформацию.

    • Составление «смысловых вех»: Определить в произведении 5-7 ключевых точек (например, начало, первая кульминация, середина, вторая кульминация, заключение), от которых можно «оттолкнуться» в случае сбоя.

3. Интегральный подход: «Память — это не склад, а конструктор»

Все виды памяти неразрывно связаны. Наша задача — научить ученика пользоваться этим «конструктором».

Практические рекомендации для урока:

  1. Этапность работы над запоминанием:

    • Донотный период: Знакомство со стилем, прослушивание, общее представление.

    • Разбор: Сразу обращать внимание на структуру и гармонию.

    • Работа над памятью с первых уроков: Не откладывать на последний момент.

    • Выучивание «с листа» и «с рук»: Чередовать чтение нот и игру по памяти.

    • Регулярное «очищение» текста: Игра наизусть в медленном темпе, с остановками, с мысленным пропеванием голосов.

  2. Метод «опорных точек»: Это стержень надежного запоминания. Ученик должен знать, что в случае ошибки он может перейти к следующей «опоре» (например, к началу новой вариации, к репризе, к сильной доле такта), а не начинать все сначала или останавливаться.

  3. Игра «с места»: Прервать ученика в любом месте пьесы и попросить продолжить. Это ломает привычную моторную цепочку и задействует логическую и слуховую память.

  4. Мнемотехники для сложных мест: Создание ассоциаций, коротких «историй» для запоминания нестандартных гармоний или пассажей.

Заключение

Развитие музыкальной памяти — это не дополнительная нагрузка, а неотъемлемая часть процесса обучения игре на фортепиано. Подходя к этому вопросу системно, понимая специфику каждого вида памяти, мы можем помочь нашим ученикам не просто «заучить» пьесу, а прочно, осознанно и творчески овладеть ею.

Главный принцип, который мы должны донести до юных музыкантов: надежно выучено только то, что понято, услышано, проанализировано и прочувствовано. Комплексное развитие слуховой, зрительной, моторной и, что крайне важно, логической памяти — это путь к свободному, уверенному и артистичному исполнению, которое является высшей целью нашего совместного с учениками труда.

 

Опубликовано: 17.11.2025
Мы сохраняем «куки» по правилам, чтобы персонализировать сайт. Вы можете запретить это в настройках браузера