Развитее чувства ритма у дошкольников через дидактические игры
Конференция: Современный подход к преподаванию
Автор: Боева Ирина Николаевна
Организация: МДОУ Детский сад № 5
Населенный пункт: Саратовская область, г. Саратов
Музыка – удивительный культурный феномен, она сопровождала человека на протяжении всей истории, она была и остается неисчерпаемым источником вдохновения, она способна вызывать широкий спектр эмоций: от всепоглощающей радости до глубокой меланхолии.
Откуда взялась музыка никто не знает, даже мифов различных народов мира, свидетельствующих о ее возникновении очень мало, и пусть это останется тайной, но, кажется, что музыка живет внутри каждого из нас, ведь даже наша речь музыкальна, она интонационна, ритмична, то быстрая, то медленная, то эмоционально громкая, то тихая. Все эти качества присущи и музыке, и называются средствами музыкальной выразительности.
Пяти основных элементов: мелодии, гармонии, ритма, темпа и динамики, организуют любую музыкальную композицию.
- Мелодия: часть, которую можно напевать
- Гармония: приятная для слуха звуковысотная слаженность (лад в музыкально-эстетическом смысле; благозвучие, эвфонию).
- Ритм: включает в себя распределение нот во времени и способ их акцентирования.
- Темп: скорость воспроизведения музыки, часто измеряемая в ударах в минуту.
- Динамика: различные степени громкости звучания, имеющие выразительное значение..
Остановимся подробнее на значении ритма в музыке.
Музыкальные звуки, образующие музыкальное произведение, подчинены определённому ритму. Знаменитому немецкому пианисту и дирижеру Гансу фон Бюлову принадлежит афоризм: «Вначале был ритм». Огромное значение в музыке ритмического элемента общепринято. Ритм, в отличие от других важнейших элементов музыкального языка – гармонии, мелодики, принадлежит не только музыке, но и другим видам искусств – поэзии, танцу…
Чувство ритма — это одна из музыкальных способностей, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность, а ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки. Н. И. Льговская даёт следующее понятие: «Чувство ритма – это способность активно воспринимать музыку, чувствуя её эмоциональную выразительность, и точно воспроизводить её».
Система ритмического воспитания получила широкое распространение ещё в начал е ХХ века. Его метод сводился к тому, чтобы, используя специально подобранные тренировочные упражнения, развивать у детей (начиная с дошкольного возраста) музыкальный слух, память, ритмичность, пластичную выразительность движений. В основу системы Далькроза положено понятие ритма как универсального начала. Ритм формирует тело и дух человека, избавляет от комплексов, помогает осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество.
Немецкий композитор и педагог Карл Орф (1895-1982) так же большое внимание уделяет развитию чувства ритма, основой которого становятся движение, речь и игра на элементарных музыкальных инструментах. В составную часть занятий входят гимнастические упражнения, которые способствуют развитию чувства ритма через динамику движений. Это разнообразные круговые движения рук, локтей, кистей; ходьба - медленная, быстрая, на пятках, носках, восьмерками, зигзагами с переменой направления, остановками, поворотами, подскоками, прыжками, приседаниями, покачиваниями; бег в ритме.
Для выработки чувства ритма используется также метод «вербального эквивалента», т.е. усвоения ритмов через звучащее слово: воробей, кошечка и т.д. Материалом могут служить цвета, имена и другие близкие детям слова. До овладения игрой на музыкальных инструментах, элементарное музицирование начинается с использования природных «инструментов» - рук и ног. К.Орф вводит в урок так называемые «звучащие жесты» - хлопки, притопы, шлепки, щелчки. С их помощью дети, разделившись на группы, импровизируют сопровождение к звучащим песням и стихам.
В нашей стране система ритмического воспитания разработана Н.Г.Александровой, Е.В.Кононовой. Специальные исследования проведены Н.А. Ветлугиной, А.В.Кенеман, Б.М. Тепловым. Они подчеркивали, что особое место среди способностей детей занимает ритмическая способность. Исследования учёных, занимавшихся изучением детей с проблемами речи (Л. А. Венгер, Г. А. Волкова, В. А. Гринер и др.) обращали внимание на то, что у дошкольников, имеющих речевые нарушения, наблюдалось недостаточное развитие чувства ритма, вследствие чего отмечались нарушения слоговой структуры слова и неритмизированная речь. В связи с этим проблема развития ритмических основ у данной категории дошкольников всегда оставалась актуальной.
Чувство ритма имеет не только двигательную, моторную, но и эмоциональную природу. Ритм помогает соединить слово, музыку и движение в специальных комплексных упражнениях. Развитие моторики и экспрессивной речи у ребёнка происходит в тесном единстве. А значит, под влиянием коррекционной работы они могут совершенствоваться одновременно. Музыка, являясь организующим фактором, регулирует движение и речь. В основе развития ритмического чувства лежит восприятие выразительности музыки через движения. Хорошо развитое, оно позволяет ребёнку понять и пережить музыку, даёт возможность жить в ней, чувствовать, двигаться. Ритм формирует тело и дух ребёнка, помогает ему осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество. Одновременно, ритм является также и основой правильного формирования речи и её восприятия.
Музыкальное чувство ритма способствует естественной и постоянной адаптации и самовыражению детей не только в музыкальных, но и в других видах деятельности. Существует ряд программ для ДОУ, ориентированных на развитие чувства ритма дошкольников, но в подобных программах акцент сделан на развитие чувства ритма через движение, а не через музицирование на детских музыкальных инструментах. Так, большое внимание развитию чувства ритма уделяется в программах Т. Н.Сауко и А. И. Бурениной «Топ, хлоп, малыши», рассчитанных на младший дошкольный возраст, С. Л. Слуцкой «Танцевальная мозаика», Т. И. Суворовой «Танцевальная ритмика для детей» и др.
В процессе многолетней педагогической деятельности в системе дошкольного образования было разработано огромное количество методов развития чувства ритма у детей, но начальный период важно найти правильный баланс игровых и учебных форм деятельности. Это одно из самых главных условий успешного развития чувства ритма и музыкальности в целом. Одним из практичных методов развития чувства ритма у дошкольников является дидактическая игра. Игра для детей – это способ познавать мир, знакомиться с чем-то новым, и из своего опыта работы предлагаю дидактические игры на развитие чувства ритма для детей от 3-7 лет.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА
МЛАДШАЯ ГРУППА
(от 3 до 4 лет)
«Веселые молоточки»
Цель: развитие у детей представления о ритме, учить запоминать и передавать заданный ритмический рисунок.
Игровой материал: металлофоны, музыкальные молоточки или ритмические кубики, палочки по числу играющих.
Игровое правило: индивидуально повторять за педагогом заданный текстом ритмический рисунок.
Ход игры:
Музыкальный руководитель поёт есенку, задаёт ритмический рисунок, ребёнок его повторяет:
«Возьмём молоточки мы, Вова, с тобой, Я первой сыграю, а ты вслед за мной».
- Над дубравой сильный град: тук-тук-тук (ребёнок повторяет) тук-тук-тук С дуба жёлуди летят: тук-тук-тук
(ребёнок повторяет) тук-тук-тук Повтор песенки – запевки
- Дятел жил в дупле пустом: туки-туки-тук. Дуб долбил, как долотом: туки-туки-тук. Повтор песенки – запевки
- Строят хату два бобра: тук-тук-да-тук. Без гвоздей. Без топора: тук-тук-да-тук.
«Послушные погремушки»
Цель: развитие чувства ритма и исполнительских способностей.
Игровой материал: погремушки по количеству участников игры.
Игровое правило: выполнять движения с погремушкой в соответствии с текстом стихотворения.
Ход игры:
Дети сидят на стульчиках или на ковре, и педагог сидит перед детьми на стульчике, погремушка в правой руке.
«Погремушка, погремушка Вот весёлая игрушка!
Погремушки так гремят, Всех ребяток веселят!»
Произнося эти слова, воспитатель сам играет на погремушке, ударяя по ладони левой руки на каждый слог. Дети играют на погремушках вместе с воспитателем.
«Погремушки не гремят, На коленочках лежат.
Детки тихо все сидят, Погремушки не гремят».
С этими словами воспитатель кладёт погремушку на колени. Дети тоже кладут погремушки на колени.
Усложнение: Дети учатся выполнять движения по словесному указанию, а не по образцу.
«Лошадки»
Цель: развитие у детей представления о ритме, умения слышать ускорение и замедление.
Игровой материал: деревянные кубики, палочки, ложки, крышки от шампуней и пр.
Игровое правило: одновременно говоря потешку и стуча кубиками, повторять за воспитателем ритм в различном темпе.
Ход игры:Дети вместе с педагогом повторяют потешку в быстром темпе и стучат кубиками (палочками, ложками):
«На молоденькой лошадке Цок-цок, цок-цок,
Цок-цок, цок-цок!»
На вторую часть потешки стучат в медленном темпе:
«А на старой да на кляче Трюх-трюх-трюх,
Да в ямку – бух!»
Дети приседают и падают на пол. Потешка повторяется несколько раз. Затем ребятам предлагается поскакать на молоденькой лошадке: легко и весело. Все скачут под музыку в аудиозаписи.
СРЕДНЯЯ ГРУППА
(от 4 до 5 лет)
«Ритмические капельки»
Цель: упражнение детей в определении и воспроизведении ритмического рисунка по ассоциативным элементам.
Игровой материал: большие карточки ритмических рисунков в виде изображения больших и маленьких капелек, деревянные палочки или ложки.
Игровое правило: стараться передавать заданный ритмический рисунок группой одновременно.
Ход игры:
Педагог показывает карточку с изображением капелек и предлагает послушать музыку дождика, прохлопывая ритмический рисунок. Рассказывает, что дождик капает медленно и быстро. Большие капельки обозначают длинные звуки и называются – та, а маленькие капельки обозначают короткие звуки и называются – ти-ти. Педагог показывает карточки с разным ритмическим рисунком, предлагает детям его прохлопать в ладоши с одновременным проговариванием та или ти-ти. Педагог использует указку, чтобы сосредоточить внимание детей на нужной капельке. В дальнейшем можно предложить детям простучать заданный ритмический рисунок деревянными палочками или ложками.
Вариант карточек к игре «Ритмические капельки»
«Ритмические телеграммы»
Цель: развитие умения передавать ритмический рисунок с помощью ассоциативных элементов.
Игровой материал: большие карточки ритмических рисунков в виде ассоциативных элементов (изображения больших и маленьких животных).
Игровое правило: индивидуально воспроизводить ритм хлопками и голосом.
Ход игры:
Педагог рассказывает детям, что почтальон принес необычные сообщения-телеграммы от домашних животных – это ритмические телеграммы. Их можно прочитать, зная условные обозначения. Большие животные обозначают длинные звуки и называются – та, а маленькие животные обозначают короткие звуки и называются – ти-ти.
Педагог показывает карточку с ритмическим рисунком, предлагает ребенку его прохлопать в ладоши с одновременным проговариванием та или ти-ти. В дальнейшем можно предложить детям простучать заданный ритмический рисунок деревянными ложками.
Вариант карточек к игре «Ритмические телеграммы»
«Петушок, курочка и цыпленок»
Цель: развитие ритмического слуха, упражнять детей в различении трех ритмических рисунков.
Игровой материал: карточки петуха, курочки и цыпленка с ритмическим рисунком (по количеству детей).
Игровое правило: внимательно слушать звуки разной длительности, чтобы правильно сопоставить с ритмическим рисунком на карточке.
Ход игры:
Ведущий поочередно показывает детям рисунки карточек и напоминает им соответствующий ритмический рисунок.
Петя-петушок клюет зерно ко,ко,ко, ко,ко,ко! Курочка тоже клюет зерно: ко,ко,ко, ко,ко,ко!
Пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи, желтый цыпленок, клюй не спеши!
Детям раздаются карточки петуха, курочки и цыпленка с ритмическим рисунком. Воспитатель играет на металлофоне ритмический рисунок любой песни и спрашивает «Кто клюет зерна?». Ответить и показать карточку должны те дети, чья песня была проиграна.
«Передай ритм»
Цель: развитие у детей представление о ритме, умения запоминать и передавать заданный ритмический рисунок.
Игровые правила: внимательно слушать и запоминать звуки разной длительности, чтобы правильно передать ритм другому ребенку.
Ход игры:
Дети строятся друг за другом в колонну и кладут руки на плечи впереди стоящего. Ведущий (последний в цепочке) отстукивает ритм на плече того, за кем стоим. И тот передает ритм следующему ребенку. Последний участник (стоящий впереди всех) «передает» ритм, хлопая в ладоши.
СТАРШАЯ ГРУППА
(от 5 до 6 лет)
«Гусеница»
Цель: развитие ритмического слуха и способности воспринимать взаимосвязь между разными по длительности звуками и воспроизводить их.
Игровой материал: плоскостное изображение гусеницы, на частях туловища большие и маленькие точки: большие – долгий звук, маленькие – короткий.
Игровое правило: ведущий объявляет условия отгадывания ритмической последовательности (прохлопать, протопать, проиграть и т.п.)
Ход игры:
Педагог знакомит детей с музыкальной гусеницей и предлагает прохлопать ритмический рисунок, состоящий и больших и маленьких кругов. Затем предлагает ребенку самостоятельно составить части туловища гусеницы и вместе с детьми проговорить, прохлопать, протопать, проиграть на инструменте получившийся ритмический рисунок.
«Веселые гудки»
Цель: упражнение в способности воспроизводить ритмический рисунок с помощью ассоциативных символов.
Игровой материал: фланелеграф, рисунки паровоза и парохода; карточки (30х9см) и по три полоски из картона на каждого ребенка: широкие (3х6см) – долгий звук, узкие (1,5х6см) – короткий.
Игровые правила: внимательно слушать заданный ритм, индивидуально выполнять задание, не мешая и не подсказывая другим.
Ход игры:
Педагог прикрепляет пароход на фланелеграф и говорит: «Смотрите, ребята, какой красивый пароход плывёт по морю. Он хочет вас поприветствовать своим весёлым гудком. Вот так! (изображает на фортепиано ритмический рисунок).
Дети отхлопывают ритм и выкладывают его полосками у себя на карточках. Аналогично игра проводится с паровозом.
Вариант карточек к игре «Веселые гудки»
«Определи по ритму»
Цель: развитие чувства ритма.
Игровой материал: карточки, на которых изображен ритмический рисунок знакомой детям песни; картинки, иллюстрирующие содержание песни; детские музыкальные инструменты – группа ударных (ложки, барабан, музыкальный молоточек и др.).
Игровое правило: ритмический рисунок должен соответствовать выбранной картинке названия песни.
Ход игры:
Дети сидят на ковре в кругу. В середине круга разложен игровой материал. Ребёнок-ведущий исполняет ритмический рисунок выбранной песни на одном из инструментов. Дети по ритму определяют песню и выбирают картинку. При повторении игры ведущим становится тот, кто первым не ошибся.
Вариант карточек к игре «Определи по ритму»
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
(от 6 до 7 лет)
«Придумай имя и животное»
Цель: развитие у детей представлений о долгих и коротких звуках, используя символы «та» и «ти-ти».
Игровой материал: карточки с графическим изображением символов.
Игровое правило: отвечать индивидуально, уметь выслушать друг друга.
Ход игры:
Педагог предлагает детям прохлопать, прошлепать или протопать свое имя в простой или ласковой форме: Ле-на, Ле-ноч-ка., Анд- рей, Анд-рю-ша и т. д.
Детям предлагается вспомнить мужские и женские имена с одним- четырьмя слогами, например: Ян, Клим, Ва-ся, Крис-ти-на и т. д. Педагог вместе с детьми прохлопывает, протопывает, прошлепывает эти имена.
Затем педагог просит детей вспомнить названия животных, содержащие в себе от одного до пяти слогов, например: крот, кот, пу-ма, ле- о-пард. Дети вместе с педагогом прохлопывают, прошлепывают название этих животных. После педагог предлагает детям проиграть ритм на каком- либо инструменте. Детям предлагается протопать, прошлепать названия этих животных при помощи символов.
«Прочитай карточку»
Цель: закрепление у детей представления о долгих и коротких звуках в сочетании с графическим изображением.
Игровой материал: карточки с графическим изображением символов
«та» - | и «ти-ти» - ∏
Игровое правило: стараться передавать заданный ритмический рисунок группой одновременно.
Ход игры:
Педагог предлагает детям при помощи хлопков, шлепков или притопов «прочитать» поочерёдно сменяющие друг друга ритмические карточки. Объявлять нужный способ «чтения» (хлопки, шлепки, притопы) педагог должен в короткой паузе между сменой карточек. Ритмические группировки на карточках должны быть лаконичны, разнообразны и иметь логическое завершение (не обрывать «ритмическую мысль»).
Усложнять игру можно, используя соревнования между подгруппами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дидактическая игра – это наглядно-слуховой и наглядно-зрительный метод, который поможет детям активно войти в мир музыки. Интересно организованные, продуманные музыкально-дидактические игры расширяют музыкальные представления детей, инициативу, самостоятельность, умения соблюдать правила игры и подчинять свои интересы интересам коллектива.
Результат использования музыкально-дидактических игр в образовательной деятельности будет гораздо выше, если все участники педагогического процесса – и музыкальный руководитель, и воспитатели, и родители, будут гармонично взаимодействовать друг с другом.
Представленные дидактические игры могут быть трамплином для творческих идей всех, кто с ними познакомился, так как принцип их составление логичен и прост, а метод использования дидактической игры беспроигрышный и эффективный.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду. - М.: Просвещение, 1989. - 270с.
- Галкина М.А., Демина В.А. и др. Музыкальное развитие дошкольников. – М.: Сфера, 2015. – 160с.
- Гогобридзе А.Г., Деркунская В.А. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 320 с.
- Государственный образовательный стандарт дошкольного образования Донецкой Народной Республики, утвержденный приказом Министерства образования и науки №287 от 04.04.2018г. – 28с.
- Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 96с.
- Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. – М.: Просвещение, 1982. – 96с.
- Комисарова Л. Н., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников: Пособие для воспитателей и муз. руководителей дет. садов. - М.: Просвещение, 1986. - 144с.
- Микляева Н.В., Галкина М.А., Демина В.А. Музыкальное развитие дошкольников. – М.: Сфера, 2015. – 343с.
- Михайлова М.А. Развитие музыкальных возможностей детей. - Ярославль: Академия развития, 2007. - 114с.
- Радынова О.П., Комисарова Л.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учебник для студентов высших учебных заведений. – Дубна: Феникс+, 2011. – 352с.