Исследовательский поиск как способ организации проектной деятельности дошкольников

Конференция: Современный подход к преподаванию

Автор: Мохова Галина Николаевна

Организация: МБДОУ «Детский сад №24»

Населенный пункт: Вологодская область, г. Череповец

«Расскажи мне и я забуду.

Покажи мне и я пойму.

Позволь мне сделать самому,

и я научусь».

Конфуций

Для современного этапа развития системы образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами, одним из приоритетных направлений деятельности ДОУ является социально – личностное развитие, а точнее применение в работе деятельностного подхода к личности ребенка. Путей развития интеллектуального творческого потенциала личности существует много, но собственно исследовательская деятельность, бесспорно, один из самых эффективных.

Обучение должно быть «проблемным», т. е. должно содержать элементы исследовательского поиска. Организовать его надо по законам проведения научных исследований, строиться оно должно как самостоятельный творческий поиск.

Поэтому мы решили в образовательную деятельность дошкольников включить проект «Мы - исследователи».

Характеристика проекта: 

тип - познавательно – исследовательский

вид – среднесрочный

состав участников – дети, воспитатели и  родители

срок реализации – 9-22 февраля 2015г.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА - развитие познавательных способностей детей, посредством исследовательско-экспериментальной деятельности.    

 

 

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

  1. Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами  и к практическому экспериментированию с ними.
  2. Формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза, классификации, в процессе познания картины мира, истории ее изобретения и появления, способствующих развитию речи.
  3. Развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности.
  4. Учить объяснять наблюдаемое и фиксировать результаты доступными методами.
  5. Воспитывать любовь к природе и стремление защищать ее.   

 

 Ожидаемые результаты:

  • Повышение уровня экологической культуры – реальных достижений в интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой сферах детской личности при ее взаимодействии с природой, предметами и явлениями.
  • Дети научаться быть внимательными к тому, что их окружает: смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать.
  • Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств.
  • У детей сформируется целостное представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности, об истории их создания и появлении.

Реализация проекта

«МЫ – ИССЛЕДОВАТЕЛИ»

ПЕРВЫЙ ЭТАП - Информационно – аналитический этап:

  • Изучение учебно – методического материала по теме. Анализ  изученных материалов.
  • Составление плана мероприятий в рамках проекта.
  • Подбор основного оборудования и материала для центра экспериментальной деятельности.
  • Опрос детей по выявлению уровня знаний о свойствах: воды, воздуха, песка, глины, тем для самостоятельного исследования (минипроекты).
  • Привлечение родителей к сбору нужного материала и оборудования

 

 

ВТОРОЙ ЭТАП - Организационно – методический этап:

  • Проведение опытов, строящихся на основе представлений, которые дети получают в процессе наблюдений и труда.
  • Знакомство с неживой природой: формирование у детей представлений о неживом мире, о взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений природы.
  • Выступления детей со своими мини-проектами  

ТРЕТИЙ ЭТАП - Заключительный этап:

  • подведение итогов проекта
  • оформление уголка в группе на тему «Наши проекты»,

     выставки в раздевальной комнате на тему «Хотим всё знать!»

Список литературы:

1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом.

    Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». - М.:

Творческий центр «Сфера», 2002. – 188с.

2. Журнал «Дошкольное воспитание» №3,2007. – «Развитие творческого потенциала в процессе проблемного обучения».

3. Ковинько Л.В. Секреты природы – это так интересно! – М.: Линка – Пресс», 2004 г.

4. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. – М.: Педагогическое общество России, 2003 г.

5. Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2010 г.

6. Николаева С. Н «Методика экологического воспитания в детском саду». – М. 1999г.

7.   Перельман Я. И «Занимательные задачи и опыты». - Екатеринбург, 1995г.

8. Прохорова Л.Н.   «Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации» – 3-е  изд., испр. доп. – М.: АРКТИ, 2008. – 64с.

9. Савенков А. «Исследовательские методы обучения».//Журнал «Дошкольное воспитание» № 12 – 2005 г.- c.3 – 11

10. Короткова Н. «Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников» // Журнал «Ребёнок в детском саду» № 3 – 2003г. -  с. 4 – 13 

11. Короткова Н. «Познавательно-исследовательская деятельность старших  дошкольников», // Журнал «Ребёнок в детском саду» № 4 – 2003г.- с. 11 – 22

12. Чехонина О. «Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности» // Журнал «Дошкольное воспитание» № 6 – 2007г. С.13 – 16

13. Материалы Интернет-сайтов.

Опубликовано: 21.09.2015