Роль театрализованной деятельности в обучении детей дошкольного возраста татарскому языку

Конференция: Современный подход к преподаванию

Автор: Сафиуллина Гельфизя Габдрашитовна

Организация: МБДОУ «Юлдузский детский сад»

Населенный пункт: Республика Татарстан, Чистопольский район, поселок «Юлдуз»

Одна из актуальных задач обучения в системе образования Республики Татарстан

является  овладением детьми вторым языком. В нашем учреждении сложилась определенная система работы по исполнению Закона «О государственных языках РТ и других языках в РТ». Содержанием ее является все самое ценное, что веками сформировано мудростью, культурой татарского народа.

  Особенности овладения вторым языком в дошкольном возрасте связаны с непосредственностью детского восприятия, открытостью по отношению к людям, говорящим на другом языке, со спонтанным  овладением иными формами общения,

когда ребенок дошкольного возраста не осознает, зачем ему нужно знать второй язык.

  Цели взрослого для него слишком абстрактны, мотивация дошкольников действует по принципу «здесь и теперь», то есть ребенок не задается не отдаленным целям. По этому весь процесс постижения второго языка выстраивается как процесс удовлетворения личностных, познавательных, игровых потребностей ребенка в интересном общении со взрослыми и детьми. Важно построить процесс общения наиболее рационально, с учетом  психофизических  возможностей детей, в том числе – особенностей развития памяти. Следует учесть, чем более активной и содержательной будет деятельность детей с запоминаемым  материалом, тем выше окажется непроизвольность запоминания ими этого материала.

  Наше учреждение посещают 92% детей, говорящих на русском языке. Как сделать процесс обучения татарскому языку доступным, занимательным и интересным, обеспечивая при этом такой уровень усвоения знания языка, при котором  ребенок легко смог бы пользоваться им и быть хорошим партнером в игровой коммуникации? Этот вопрос меня очень волновал. Ответ на него я нашла в собственной экспериментальной работе – решила использовать театрализованную деятельность в обучении детей татарскому языку.

   Методика обучения татарскому языку через театрализованную деятельность, является отраслью педагогической науки и имеет свои цели, задачи и содержание. Театрализованная деятельность позволяет комплексно решать образовательные задачи:

    Общение детей на татарском языке стараюсь, чтобы было мотивированным и целенаправленным. Создаю у  ребенка с положительную психологическую установку на иноязычную речь. Способом создания такой положительной мотивации является театрализованная деятельность. В основе лежит создание воображаемой ситуации и принятие ребенка той или иной роли. Через  театрализованную деятельность дети овладевают языком как средством общения.

  Огромную, ни с чем сравнимую радость доставляет детям  театр, праздничное радостное представление.

  Увиденное  и пережитое в настоящем театре, в их самодеятельных театрализованных представлениях, расширяет кругозор детей, создает обстановку, требующую от ребенка вступать в беседу, рассказывать о спектакле товарищам и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передать свои

Впечатления в монологической форме.

  На занятиях в детском саду использую различные виды театров: пальчиковый, тростниковые куклы, платочные куклы, теневой, тактильный.

   Для представлений мы вместе с детьми изготавливаем фигурки, маски, костюмы к театрализованным спектаклям.

   Мною разработан перспективный план по ознакомлению детей с татарскими народными сказками и авторскими произведениями Х. Такташа,  М. Джалиля, Г. Тукая.

   Особое место в художественных постановках уделяю пьесам, основанным на стихотворных текстах.

  Влияние поэтического слова наличность общеизвестно. Благодаря простате и музыкальности звучания слов  детей, играя роль, легко их запоминают, приобретают вкус к образным выражениям. К тому же, неоднократно повторяя свои роли, ребенок тренируется  в развитии голосового аппарата.

  Все эти средства не только служат обогащению эмоциональной сферы, но и дают возможность с интересом и легкостью осваивать и запоминать слова на непонятном не русском языке.

  Занятие театральной деятельностью по обучению детей татарскому языку, не только обогащают словарный запас на татарском языке, но развивают психические функции личности ребенка, художественные способности, общечеловеческую универсальную способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области. К тому же для ребенка театрализованное представление - это хорошая возможность хотя бы не на долго стать героем, поверить в себя, услышать первые в жизни аплодисменты.

   На занятиях я использую методику Резеды Камильевны Шаеховой - звуковые ассоциации, которые облегчают запоминание слова второго языка. Процессы ознакомления с новым словом осуществляется через процесс заучивание ролей. Поэтому сначала подбирается  к татарскому слову созвучное русское,  а затем придумывается художественный текст из созвучного слова и перевода. Дети на занятиях играют с игрушками, наряжаются в костюмы героев. И чем ярче переживается образ, тем лучше он сохранится в памяти.

   В своей работе в период заучивания потешек и незатейливых стишков, на столе - своеобразной эстраде, разыгрываю спектакли-миниатюры, где роли действующих лиц

«исполняют» игрушки. Если театр игрушек не требует не каких подделок и дети выступают в роли зрителей, то театр петрушек, кукол, театр сценической постановки, создает постановку по настоящему театрального представления. Интерес к такому театру у детей огромен. Процесс подготовки кукол для театра, увлекает малышей и они до «премьеры» охвачены созидательной  деятельностью.

  Куклы производят на детей сильное и глубокое впечатление, малыши искренне переживают все события вместе с героями спектакля: они разговаривают с куклами, дают советы, предостерегают одних и гневно обличают других. Даже малообщительные дети не остаются равнодушными. Подготовить Декорации и кукол для театра - дело хлопотливое, но возможное. Зато как близка кукла детям! Надев куклу на руку, могу с ней подойти к малышам и этот Поросенок или Мишка могут поговорить с детьми, немножко пошалить, приласкаться, ободрить и утешить ребенка, попросить что либо сделать. Сказки радуют детей своим оптимизмом, добротой, любовью ко всему живому, мудрой ясностью понимании жизни, сочувствием слабому, лукавством и юмором. При этом формируется опыт социальных навыков поведения, а любимые герои становятся образцами для подражания.

  Ребенок получает роль одного из её героев, приобщается к культуре своего народа, непроизвольно впитывает то отношение к миру, которое дает силу и стойкость в будущей жизни.

    Чтобы дети лучше запомнили незнакомые по звучанию слова татарского языка, мне приходится читать текст за нескольких действующих лиц, учить каждого говорить так,

чтобы могли по голосу различать персонажей. Дикторское прочтение слов автора требует, чтобы текст читался выразительно, внятно, достаточно громко.

      Следовательно, на занятиях по татарскому языку у детей развивается четкая дикция, ведется работа над артикуляцией с помощью скороговорок, чисто говорок, потешек: дети знакомятся с литературным произведением татарских писателей.

   Таким образом, необходимо помнить, что знание и умение, усвоенные без желания и интереса, не стимулируют познавательную активность дошкольников, а с помощью театрализованной деятельности дети активны, любознательны и им нестрашен незнакомый чужой для общения язык.

    Основным методом стимулирования творческой активности дошкольников в процессе театрализованной деятельности остается игра, в которой дети могут вести себя свободно и, соответственно при обучении татарскому языку приобретает  на кануне поступления ребенка в школу и служит мощным инструментам развития всех качеств его личности, формирования коммуникативных  навыков как основ социальной культуры. После выпуска, отслеживаю, как дети продолжают обучение в начальной школе - посещаю уроки, беседую с преподавателями. Приятно слышать положительные отзывы учителей о наших выпускниках - их активность и заинтересованности на уроках татарского языка.

   Итогом работы по усвоению детьми  татарского языка является спектакли по народным сказкам. На представление приглашаются дети как и с общеразвивающих групп, так и из групп компенсирующей направленности, родители. Фрагменты постановок включаются в сценарии утренников, досугов, русских и татарских календарных праздников.

     Итак, можно сказать, что творческая театрализованная деятельность детей играет огромную роль в процессе обучения их татарскому языку и способствует его лучшему усвоению.

                                                                                                                                                                                                 

 

 

 

Список использованной литературы:

1. Закирова.К.В. На поляне детство хрестоматия для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и родителей.- Казань: Редакционно – издательский центр, 2001.

2. Шаехова.Р.К. Региональная программа дошкольного образования. – Казань: РИЦ, 2012.

3. Шаехова. Р. К. Раз словечка, два словечко…: Занимательное обучение к татарскому языку.- Казань: Хәтер, 2011.

4. Щеткин. А. В. Театральная деятельность в детском саду. - М.: Мозаика – Синтез, 2007.

Опубликовано: 22.09.2015