Проблемы и перспективы развития современного образования

Конференция: Современный подход к преподаванию

Автор: Ильясова Флюра Халиловна

Организация: МБОУ «Гимназия №54»

Населенный пункт: Республика Татарстан, г. .Набережные Челны

В связи с мировым социальным, экономическим и политическим кризисом развитие начального образования происходит в сложнейшей ситуации. С другой стороны, нельзя не брать в счет и несомненные прорывы в области информационных технологий, которые школа не может игнорировать. Возросли и требования по отношению к педагогическому составу и к начальному уровню знаний самих первоклассников. Чтобы не быть голословным приведу пример из собственного педагогического опыта. Я работаю в школе на протяжении 31 года. Могу перечислить изменения, которые уже можно назвать тенденцией. Дети, как правило, приходят с проблемами психологического характера: гиперактивность, синдром недостатка внимания, быстрая утомляемость. Родители заняты работой, дети же остаются сами по себе. В связи с этим не только обучение, но и воспитание ложится на плечи учителя начальных классов. При этом современное поколение уже в школу приходит с навыками работы с электронными информационными устройствами. Они привыкли получать знания с экрана, в связи с описанным ранее недостатком времени у родителей, они отдают предпочтение развивающим электронным играм и передачам. Дети привыкают к быстрой смене картинок. Они не могут долго концентрировать внимание, старые методы обучения уже не годятся. Но это частное. Если обобщить, на деятельность образовательных учреждений дестабилизирующее воздействие оказывают факторы, среди которых основными являются:

  • социальная и экономическая нестабильность в обществе, острый дефицит финансовых средств, в связи с кризисным положением в экономике;
  • неполнота нормативной правовой базы в области образования;
  • систематическое неисполнение норм законодательства в области образования.
  •  осуществление преемственности между дошкольным образованием и начальной школой, между начальной и основной школой;
  • увеличение числа первоклассников, не готовых к обучению школьного типа, в связи с переходом на 4-летнее начальное образование и снижением возраста поступления детей в школу;
  • увеличение числа детей, имеющих пограничные нарушения соматического и психического здоровья на этапе поступления в школу;
  • внедрение в образовательных процесс массовой школы новых педагогических технологий, при сохранении традиционных методов и форм педагогического воздействия.

Недостаточное финансирование породило опасность потери лучшего из того, что имелось и еще имеется в системе образования Российской Федерации. И вопрос касается не только оплаты кадров. Государственные образовательные учреждения и другие организации системы образования вследствие отсутствия бюджетных средств на оплату отопления, электроснабжения и других коммунальных услуг отключаются от систем жизнеобеспечения в нарушение решений Правительства Российской Федерации.     
     В последние годы отчетливо видны тенденции ухудшения социального положения и здоровья детей. Не последнюю роль в ухудшении здоровья детей имеет тяжелая ситуация, в которой оказались сами образовательные учреждения. Учебно-материальная база образовательных учреждений приходит в негодность, устаревает. Резко сократились капитальные вложения, темпы износа зданий существенно опережают темпы их реконструкции и нового строительства. В 2-3 смены работают около 32% школ, более одной трети зданий и сооружений системы образования требуют капитального ремонта или реконструкции. В аварийном состоянии находятся 6,5 процента зданий, и только 46,3% школ имеют все виды удобств. Недостаточными темпами ведется строительство объектов системы образования, практически прекращено строительство образовательных учреждений в сельской местности. В ряде субъектов Российской Федерации это привело к переполнению школ.
     Достижение современного уровня содержания общего образования, гуманизация, ориентация на развитие личности, формирование системы жизненных ценностей, социальных норм и других элементов культуры являются наиболее важной проблемой.
     Растет угроза нарушения единства образовательного пространства в части обучения русскому языку как государственному. Увеличиваются разночтения федеральных и национально-региональных компонентов стандартов гуманитарных дисциплин.
     Проблемами остаются отсутствие необходимой преемственности уровней дошкольного образования и начального общего образования, а также начального общего и основного общего образования, появление многопредметности в начальной школе. Усугубляются проблемы разрыва преемственности уровней общего образования и высшего профессионального образования. На протяжении ряда лет уменьшается количество выпускников средней школы, способных выдержать вступительные экзамены в высшие учебные заведения без дополнительной подготовки.
     В ряде случаев в нарушение законодательства взимается плата за обучение в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в рамках государственных образовательных стандартов.
     В то же время в недостаточной мере осуществляется режим экономии, мобилизации внутренних резервов, максимального использования имеющегося потенциала системы образования.
     Имеет место не регулируемое государством увеличение выпуска вариативных учебников, часто низкого качества, хотя в ряде субъектов Российской Федерации многие школы не обеспечены учебниками по предметам базисного учебного плана.
     Положение с изданием учебников по предметам федеральных и национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов становится проблематичным. Не обеспечен высокий уровень российского гуманитарного образования. Проблемы совершенствования содержания учебной литературы, приведения содержания учебников истории, обществознания, литературы в соответствие с уровнем указанных наук и российскими традициями нравственно-эстетического и гражданско-патриотического воспитания обучающихся и воспитанников являются наиболее актуальными.
     В ряде субъектов Российской Федерации возникают трудности с подготовкой и изданием учебников на языках народов Российской Федерации.
     Уменьшается количество предприятий промышленности, осуществляющих производство различных видов продукции для системы образования, сокращается объем их производства, не решена проблема обеспечения образовательных учреждений классно-лабораторным оборудованием, наглядными пособиями, техническими и информационными средствами обучения и специализированной мебелью.
     Увеличение количества негосударственных образовательных учреждений всех уровней образования создало проблему необходимости усиления государственного и общественного контроля их деятельности, качества предлагаемого образования. Особую озабоченность вызывает значительное увеличение количества негосударственных высших учебных заведений, их филиалов, не имеющих необходимой учебной базы и профессорско-преподавательских кадров. Органы управления образованием в субъектах Российской Федерации в силу ряда причин слабо влияют на ситуацию в указанных образовательных учреждениях. Периодичность аттестации образовательных учреждений раз в пять лет не дает достаточной гарантии обеспечения качественного образования.
     Уменьшается количество дошкольных образовательных учреждений и количество посещающих их детей, в результате чего более 50% дошкольников не пользуются услугами первого уровня системы образования.
     Увеличилось число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Возрастает число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, нуждающихся в психолого-педагогической коррекции. Однако существующее количество образовательных учреждений для указанных детей не в состоянии обеспечить потребность в их содержании и обучении.
     Что касается перспективы. Образование должно строиться на современных тенденциях развития общества с учетом возрастных особенностей мальчиков и девочек. Необходимо в доступной, игровой форме давать начинающим ученикам знания. Одна из главных задач, которые стоят сейчас перед начальной школой, - это формирование навыков здорового образа жизни у учащихся младшего возраста. На ее решение направлены занятия по предмету "Физкультура и здоровье", который заменил привычные уроки физкультуры, а уменьшение общей учебной нагрузки помогло учащимся легче осваиваться в школе.

Опубликовано: 28.09.2015