Актуальные вопросы логопедической практики в дошкольном образовании в условиях внедрения ФГОС ДО

Конференция: Современный подход к преподаванию

Автор: Сироткина Снежана Валерьевна

Организация: ГБОУ СОШ с.п. «Детский сад «Росинка»

Населенный пункт: Самарская область, пгт. Рощинский

В настоящее время  количество детей с речевой патологией  значительно возрастает.  Причем, это касается не только категории детей с незначительным отклонением от возрастной нормы речевого развития, но и  категории детей с более тяжелыми речевыми нарушениями. Следовательно, вопрос   логопедической помощи данным категориям детей становится очень актуальным. Чем раньше ребенку оказывается соответствующая помощь учителей-логопедов, дефектологов,  чем раньше в процесс коррекции речи включаются родители, тем эффективнее  и продуктивнее  эта работа.

Кроме того, результативность логопедического воздействия зависит еще от ряда  причин.

 Во-первых, от тяжести речевого дефекта, от того, каков был механизм  его возникновения.

Во-вторых, от того, насколько вовремя смогли распознать данный дефект  и своевременно организовать регулярные занятия коррекционного воздействия с привлечением соответствующих специалистов.

 В-третьих, большее значение имеет как активность родителей в исправлении речи ребенка, так и самоконтроль и сознательная активность самого ребенка. Если в школьном возрасте ребенок уже осознает свой речевой дефект и максимально заинтересован в исправлении собственной речи, то в дошкольном возрасте уровень контроля собственной речи значительно снижен. Не всегда дети с речевыми нарушениями в дошкольном возрасте заинтересованы в исправлении и коррекции. Преобладание ведущей игровой деятельности  усложняет процесс обучения ребенка, если он в это сам не заинтересован.

В-четвертых, огромную роль играют компенсаторные возможности мозга  ребенка и уровень сохранности  его познавательных процессов. Как известно, основной формой передачи мысли средствами языка является речь.  Она  же – основной способ коммуникации. Именно уровень речевого развития играет огромную роль в формировании личности ребенка. Полноценное овладение любым видом  психической деятельности, будь то мышление, память, внимание, воображение становится вне речи  очень сложным, а в некоторых случаях  просто невозможным.

Выраженные речевые нарушения, имеющиеся у дошкольников, влияют на процесс усвоения школьного материала. Успешная учеба становится невозможной, 50% учащихся начальной школы  являются категорией стойко неуспевающими. Качество обучения зависит не только от выявления и  устранения речевых недостатков дошкольников, но и от своевременной диагностики речевого развития и предупреждения речевых расстройств.

Таки образом, огромное количество детей-логопатов нуждаются в создании условий для осуществления коррекционного воздействия именно в дошкольных учреждениях, отвечающих современным требованиям науки и практики.

Особо актуальным вопросом  на сегодняшний день является вопрос о работе  учителя-логопеда в условиях инклюзивного дошкольного  образования.  Такая работа  имеет ряд особенностей.

 В первую очередь, учитель-логопед, как и в случае с обычными учениками, путем тщательного специального обследования, прежде чем приступить к коррекционной работе, выясняет характер  речевой патологии  ребенка при помощи специальных методик.

 Большое внимание уделяется совместной работе учителя-логопеда и других специалистов детского сада.  На основе диагностики логопеда, совместно с другими специалистами, с учетом особенностей ребенка, составляется план индивидуального развития. Педагоги согласованно  определяют  образовательный маршрут, вырабатывают стратегии и меры по устранению или предотвращению причин неуспеваемости  дошкольника с особыми образовательными потребностями.

Совместным сопровождением ребенка учителем – логопедом и педагогом психологом является как диагностическое сопровождение (это  определение уровня речевого и психологического развития ребенка и  анализ полученных результатов) так и коррекционно – развивающее ( это учет личностно – ориентированного подхода, принципа системности, учета структуры дефекта). Кроме того большую значимость имеет и аналитическое сопровождение, подразумевающее под собой  выделение положительных и отрицательных сторон деятельности и  отслеживание динамики развития ребенка.

 Спецификой работы учителя-логопеда является оказание помощи разным категориям детей с ОВЗ и проведение логопедической помощи  с учетом личности ребенка (как ее отрицательных сторон, так и положительных, которые используются в процессе компенсации, т.е. используется привлечение здоровых анализаторов для компенсации деятельности неполноценных).

В центре внимания логопедической работы все время остается наиболее пострадавший компонент речи. Так, например, при алалии—словарь, при тугоухости – фонематическое восприятие, при дизартрии - звукопроизношение и т. д.

Учитель-логопед должен изменять свои целевые методические установки в зависимости от этапов речевого развития. В связи с этим может использоваться модульное планирование.

 Например, планирование коррекционно – развивающего обучения детей 6 -7 лет с ОНР – III уровня состоит из трех модулей:

 1. Формирование фонетической стороны речи.

 2. Совершенствование лексико - грамматических представлений.

 3. Развитие навыков звуко - слогового анализа и синтеза, обучение грамоте.

 Удобство данного подхода в том, что если ребенок с какой – то задачей справляется легко, то количество часов на изучение данной темы можно сократить, а для выполнения более сложной задачи увеличить. Благодаря чему больше внимания уделяется пробелам в развитии речи детей, сокращается процесс коррекционно – логопедического обучения.

Организация, форма работы, привлекаемый материал должны соответствовать возрасту логопата: в работу со старшими   дошкольниками  быстрее включается программный материал, а с младшими дошкольниками используются в основном игровые формы, но все же вся работа строится в виде организованных и плановых занятий.

 Для реализации личностно – ориентированного подхода в развитии ребенка, с целью повышения качества коррекционно – логопедического воздействия, проводятся индивидуальные занятия. Занятия проводятся по коррекционным программам, которые подбираются для детей в соответствии с речевым нарушением и возрастом. Основная задача занятий — максимальное развитие речевой функции с опорой на возможности ребенка.

 

 Добиться высоких результатов в логопедической работе позволят:

• тщательный отбор дидактического и наглядного материала к занятиям;

 • оптимальное распределение времени на каждый этап занятия;

 • компетентная, научно-обоснованная подача учебного материала;

 • использование разнообразных форм и методов логопедического воздействия;

 • использование компьютерных технологий и технических средств обучения и т.д.

Большинство дошкольников и школьников с ОВЗ, как правило, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного развития и сенсорных функций, наблюдается повышенная утомляемость. Чтобы заинтересовать учащихся, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы, инновационные технологии.

 

Литература:

1. Волкова Л.С. Логопедия. – М., Просвещение, 2004г.

2. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М., Просвещение, 2009г.

3. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. – М., Просвещение, 1991.

4. Мазанова Е.В. Логопедия. Преодоление нарушения письма. – М., Аквариум, 2006.

5. Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения: Письмо Министерства образования Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. №2  /Научно-методический журнал «Логопед». 2004. - №2.

6. Работа логопеда с родителями в условиях детской поликлиники /Научно-методический журнал «Логопед». 2004. - №1.

Опубликовано: 28.09.2015