Актуальные вопросы логопедической практики в дошкольном образовании в условиях внедрения ФГОС ДО
Конференция: Современный подход к преподаванию
Автор: Сироткина Снежана Валерьевна
Организация: ГБОУ СОШ с.п. «Детский сад «Росинка»
Населенный пункт: Самарская область, пгт. Рощинский
В настоящее время количество детей с речевой патологией значительно возрастает. Причем, это касается не только категории детей с незначительным отклонением от возрастной нормы речевого развития, но и категории детей с более тяжелыми речевыми нарушениями. Следовательно, вопрос логопедической помощи данным категориям детей становится очень актуальным. Чем раньше ребенку оказывается соответствующая помощь учителей-логопедов, дефектологов, чем раньше в процесс коррекции речи включаются родители, тем эффективнее и продуктивнее эта работа.
Кроме того, результативность логопедического воздействия зависит еще от ряда причин.
Во-первых, от тяжести речевого дефекта, от того, каков был механизм его возникновения.
Во-вторых, от того, насколько вовремя смогли распознать данный дефект и своевременно организовать регулярные занятия коррекционного воздействия с привлечением соответствующих специалистов.
В-третьих, большее значение имеет как активность родителей в исправлении речи ребенка, так и самоконтроль и сознательная активность самого ребенка. Если в школьном возрасте ребенок уже осознает свой речевой дефект и максимально заинтересован в исправлении собственной речи, то в дошкольном возрасте уровень контроля собственной речи значительно снижен. Не всегда дети с речевыми нарушениями в дошкольном возрасте заинтересованы в исправлении и коррекции. Преобладание ведущей игровой деятельности усложняет процесс обучения ребенка, если он в это сам не заинтересован.
В-четвертых, огромную роль играют компенсаторные возможности мозга ребенка и уровень сохранности его познавательных процессов. Как известно, основной формой передачи мысли средствами языка является речь. Она же – основной способ коммуникации. Именно уровень речевого развития играет огромную роль в формировании личности ребенка. Полноценное овладение любым видом психической деятельности, будь то мышление, память, внимание, воображение становится вне речи очень сложным, а в некоторых случаях просто невозможным.
Выраженные речевые нарушения, имеющиеся у дошкольников, влияют на процесс усвоения школьного материала. Успешная учеба становится невозможной, 50% учащихся начальной школы являются категорией стойко неуспевающими. Качество обучения зависит не только от выявления и устранения речевых недостатков дошкольников, но и от своевременной диагностики речевого развития и предупреждения речевых расстройств.
Таки образом, огромное количество детей-логопатов нуждаются в создании условий для осуществления коррекционного воздействия именно в дошкольных учреждениях, отвечающих современным требованиям науки и практики.
Особо актуальным вопросом на сегодняшний день является вопрос о работе учителя-логопеда в условиях инклюзивного дошкольного образования. Такая работа имеет ряд особенностей.
В первую очередь, учитель-логопед, как и в случае с обычными учениками, путем тщательного специального обследования, прежде чем приступить к коррекционной работе, выясняет характер речевой патологии ребенка при помощи специальных методик.
Большое внимание уделяется совместной работе учителя-логопеда и других специалистов детского сада. На основе диагностики логопеда, совместно с другими специалистами, с учетом особенностей ребенка, составляется план индивидуального развития. Педагоги согласованно определяют образовательный маршрут, вырабатывают стратегии и меры по устранению или предотвращению причин неуспеваемости дошкольника с особыми образовательными потребностями.
Совместным сопровождением ребенка учителем – логопедом и педагогом психологом является как диагностическое сопровождение (это определение уровня речевого и психологического развития ребенка и анализ полученных результатов) так и коррекционно – развивающее ( это учет личностно – ориентированного подхода, принципа системности, учета структуры дефекта). Кроме того большую значимость имеет и аналитическое сопровождение, подразумевающее под собой выделение положительных и отрицательных сторон деятельности и отслеживание динамики развития ребенка.
Спецификой работы учителя-логопеда является оказание помощи разным категориям детей с ОВЗ и проведение логопедической помощи с учетом личности ребенка (как ее отрицательных сторон, так и положительных, которые используются в процессе компенсации, т.е. используется привлечение здоровых анализаторов для компенсации деятельности неполноценных).
В центре внимания логопедической работы все время остается наиболее пострадавший компонент речи. Так, например, при алалии—словарь, при тугоухости – фонематическое восприятие, при дизартрии - звукопроизношение и т. д.
Учитель-логопед должен изменять свои целевые методические установки в зависимости от этапов речевого развития. В связи с этим может использоваться модульное планирование.
Например, планирование коррекционно – развивающего обучения детей 6 -7 лет с ОНР – III уровня состоит из трех модулей:
1. Формирование фонетической стороны речи.
2. Совершенствование лексико - грамматических представлений.
3. Развитие навыков звуко - слогового анализа и синтеза, обучение грамоте.
Удобство данного подхода в том, что если ребенок с какой – то задачей справляется легко, то количество часов на изучение данной темы можно сократить, а для выполнения более сложной задачи увеличить. Благодаря чему больше внимания уделяется пробелам в развитии речи детей, сокращается процесс коррекционно – логопедического обучения.
Организация, форма работы, привлекаемый материал должны соответствовать возрасту логопата: в работу со старшими дошкольниками быстрее включается программный материал, а с младшими дошкольниками используются в основном игровые формы, но все же вся работа строится в виде организованных и плановых занятий.
Для реализации личностно – ориентированного подхода в развитии ребенка, с целью повышения качества коррекционно – логопедического воздействия, проводятся индивидуальные занятия. Занятия проводятся по коррекционным программам, которые подбираются для детей в соответствии с речевым нарушением и возрастом. Основная задача занятий — максимальное развитие речевой функции с опорой на возможности ребенка.
Добиться высоких результатов в логопедической работе позволят:
• тщательный отбор дидактического и наглядного материала к занятиям;
• оптимальное распределение времени на каждый этап занятия;
• компетентная, научно-обоснованная подача учебного материала;
• использование разнообразных форм и методов логопедического воздействия;
• использование компьютерных технологий и технических средств обучения и т.д.
Большинство дошкольников и школьников с ОВЗ, как правило, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного развития и сенсорных функций, наблюдается повышенная утомляемость. Чтобы заинтересовать учащихся, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы, инновационные технологии.
Литература:
1. Волкова Л.С. Логопедия. – М., Просвещение, 2004г.
2. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М., Просвещение, 2009г.
3. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. – М., Просвещение, 1991.
4. Мазанова Е.В. Логопедия. Преодоление нарушения письма. – М., Аквариум, 2006.
5. Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения: Письмо Министерства образования Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. №2 /Научно-методический журнал «Логопед». 2004. - №2.
6. Работа логопеда с родителями в условиях детской поликлиники /Научно-методический журнал «Логопед». 2004. - №1.