Развитие речи детей младшего дошкольного возраста

Конференция: Современный подход к преподаванию

Автор: Волякова Татьяна Александровна

Организация: МБДОУ «Юлдузский детский сад»

Населенный пункт: Республика Татарстан, п. Юлдуз

Целенаправленное развитие речи младших дошкольников – одно из ведущих направлений педагогической деятельности, обеспечивающее своевременное психическое развитие детей.                                                                                                                                

Современное психологическое развитие ребенка невозможно без правильного развития речи, поэтому развитие речи является важным направлением нашей педагогической деятельности. Общеизвестно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к языковой деятельности, создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. При стихийном речевом развитии лишь немногие из них достигают высокого уровня, именно поэтому и необходимо целенаправленное обучение речи и речевому общению. Центральная задача такого обучения – формирование языковых обобщений и элементарного сознания явлений языка и речи. Оно создает у детей интерес к родному языку и способствует творческому отношению к речи.                                                                                                              

Развитие речи в дошкольном возрасте (овладение родным языком) представляет собой многоаспектный по своей природе процесс, поскольку развитое мышление человека – это речевое, языковое, словесно-логическое мышление. Взаимосвязь речевого и умственного, познавательного развития свидетельствует об огромном значении языка для развития мышления.                                                                                                                            

Развитие речи дошкольников тесно связано с формированием художественно-речевой деятельности как одной из неотъемлемых частей эстетического воспитания. Так, обучение пересказу фольклорных и литературных произведений для формирования у дошкольников умения строить связное монологическое высказывание включает ознакомление с изобразительно-выразительными средствами художественного текста (сравнениями, эпитетами, синонимами, антонимами, метафорами и др.).Обучение родному языку и развитие речи предоставляет богатые возможности для решения и других задач нравственного и эстетического воспитания детей. Это относится не только к развитию монологической речи , но и к частным (структурным) аспектам обучения родному языку – воспитанию звуковой культуры речи, словарной работе, формированию грамматического строя речи. Таким образом, овладение родным языком, развитие языковых способностей рассматриваются как стержень полноценного формирования личности ребенка-дошкольника, который предоставляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания.                                                                                                                       

Воспитание звуковой культуры речи занимает одно из самых важных мест в моей работе по обучению детей родному языку. Это особая речевая задача, которую я должна решить в дошкольном возрасте. Основная цель – научить ребенка правильно произносить все звуки, правильно пользоваться голосовым аппаратом. И чем раньше будет начата эта работа, тем лучше будут результаты. Без правильного обеспечения развития, невозможно развитие речи, как средства общения между сверстниками, поэтому я максимально уделяю внимание обогащению как активного, так и понимаемого словаря ребенка, ввожу общеупотребляемые существительные, глаголы, прилагательные, наречия. А также при общении с ребенком проявляю внимание, заинтересованность, как можно больше говорю с ребенком на разные темы. Если ребенок неохотно идет на контакт, то я терпеливо помогаю ему в этом. Если ребенок заговорил со мной, я внимательно выслушиваю его и в дальнейшем продолжаю разговаривать с ним. Ни в коем случае не останавливаю его. Считаю необходимым продолжать учить говорить в течение всего дня!

В младшем возрасте дети очень любознательны, они не оставляют без внимания ничего, что попадает им в руки, в поле их зрения, задают множество вопросов. Этим обязательно необходимо воспользоваться и терпеливо и обстоятельно рассказать обо всем, что их интересует. Стараюсь при этом не нарушать эмоционального контакта с детьми, поощряю самостоятельные рассуждения ребенка и радуюсь его достижениям вместе с ним. Именно в этом возрасте словарный запас ребенка увеличивается в 5-7 раз. Довольно быстро увеличивается и активный словарь за счет слов, которые ребенок употребляет в повседневной жизни, и считаю важным содействовать этому. Главная моя цель говорить с ребенком, чтобы он не только слушал меня, но и слышал, понимал, о чем я хочу ему рассказать, чтобы в дальнейшем он использовал свои знания в общении со сверстниками. В моей младшей группе есть дети, которые плохо говорят или не говорят вообще. На них я обращаю особое внимание, больше общаюсь с ними, целенаправленно обогащаю их пассивный запас.                                                                                                                  

Именно младший возраст благоприятен для воспитания речепроизносимых навыков, так как становятся более подвижными органы речевого аппарата: нижняя челюсть, мышцы языка, губ. При правильной работе по развитию речи, осуществляемой в течение дня, нет необходимости в специальных занятиях по формированию звуковой культуры речи. Ребенок с удовольствием повторяет за взрослыми те или иные слова, поэтому я постоянно работаю над собственной дикцией, контролирую ее. Разговаривая с ребенком, я обязательно слежу за темпом речи. С этого возраста стараюсь учить детей пользоваться умеренным темпом речи. Смена темпа речи является неотъемлемой частью ее интонационной выразительности. Монотонная речь бедна, в то время как «игра» темпа обогащает ее, делая ярче, красочнее. Учу детей говорить и быстро и медленно. Для этого произношу звукосочетания и отдельные слова с различной скоростью. Детям легче говорить в маленьком хоре, а не по отдельности, именно поэтому я как можно чаще даю возможность детям говорить вместе.

Целенаправленное развитие речи младших дошкольников – одно из ведущих направлений педагогической деятельности, обеспечивающее своевременное психическое развитие детей.                                                                                                                                                 

Какие показатели свидетельствует о том, что речь детей младшего возраста развивается полноценно?                                                                                                                                           

К концу года дети нашей группы могут выполнять простые словесные поручения, воспринимают несложные рассказы без использования средств наглядности (картинки или др.); начинают понимать короткие рассказы о событиях, не имевших места в их личном опыте. У них хорошо развита способность к подражанию, выражающаяся в умении повторять вслед за взрослым движения, действия, слова и простые фразы. Дети с готовностью откликаются на мои предложения почитать, послушать рассказ или сказку, вместе рассмотреть картинки в книге.

Решение, каких задач может обеспечить необходимый уровень речевого развития?                Во-первых, интенсивное развитие у ребенка понимания речи на основе расширения круга предметов и явлений его ближайшего окружения; организация речевой среды. Во-вторых, целенаправленное развитие речи как средства общения с помощью специально организованных диалогов разной степени сложности, составляющих основу речевых занятий и построенных с опорой на наглядные материалы (игрушки, предметы, картинки) и тексты художественных произведений.

Из этих общих задач вытекают конкретные задачи:

Словарная задача – обогащение, уточнение и активизация словаря. Они указывают на наличие трех уровней усвоения ребенком слов – названий предметов , действий, качеств, отношений: - может понимать значение слова, но не использовать его в своей речи;                                         - узнает и называет предмет (действие, качество и др.) лишь в привычных для него словосочетаниях (ножницы нужны, чтобы «стричь ногти»);                                                     - понимает и правильно использует слова в любых, доступных для него связях и отношениях.                                                                                                                            Выделяя характерные особенности развития речи в младшей группе, начнем с весьма существенного фактора – создания спокойной атмосферы в группе. Терпимое, доброжелательное отношение педагога к детям, искреннее уважение к личности каждого – залог формирования благоприятных взаимоотношений между детьми. Ребенку важно постоянно чувствовать, что все его старания и усилия не остались без внимания, поддерживаются взрослыми, что им довольны, у него все получается. Поэтому успех каждого на речевых занятиях должны быть замечены.                                                           

Естественно, полноценное развитие речи младших дошкольников невозможно без целенаправленной педагогической работы вне занятий. Данная работа предполагает разнообразные игры на повторение и закрепление программного содержания: подвижные игры с текстами, хороводные, настольно-печатные и дидактические игры, игры-драматизации и другие. Я провожу их с небольшим количеством детей (2-6 человек) в любое время дня.

В своей работе я выделила несколько основных факторов успешного овладения ребенка речью. Один из важных факторов – это общение старших детей с младшими.                 Другой фактор успешного овладения  речью – чтение взрослыми стихотворений, народных песенок и потешек. Детям стараюсь ежедневно читать уже знакомые или новые произведения художественной литературы .Которые делают общение с детьми в тот или иной отрезок времени в режиме дня более содержательным: при умывании, приеме пищи, во время игры, при подготовке ко сну, на  прогулке. Пение воспитателем детских и взрослых песен, игра на любых музыкальных инструментах (гитара, металлофон, пианино и др.) очень прекрасно сказываются на настроении, поведении и развитии детей. Так, например, распевая песенку «Петушок, петушок…» - играем на металлофоне.

Значительным является фактор создания речевой развивающей среды.                      Организация игр-сюрпризов, цель которых порадовать, удивить ребенка – это часть работы по созданию в группе развивающей речевой среды. Многие игры помогают на достаточно длительное время занять одних детей, пока я работаю с другой подгруппой. Известно, что для младших дошкольников эффективны занятия, которые целиком или частично проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой или поведенческой (движения, действия и т.п.).  Использование самых разнообразных игровых заданий и упражнений, которые дети любого возраста готовы выполнять охотно и многократно. Рассмотрим эти задания и упражнения.                                                                                                                      

Чередование хоровых ответов с индивидуальными . Хоровых ответов должно быть достаточно много. Так новую куклу приглашают в группу сначала все дети,  далее только мальчики, которые обещают не обижать ее, наконец, один ребенок, который предлагает спеть для нее, почитать и т.п.  Когда дети говорят хором, надо следить, чтобы они не переходили на крик.                                                                                                                   

Самые разнообразные задания, предполагающие ответ действием: найдите, покажите, выберите, принесите, сделайте то-то и так-то. Эти задания не только оживляют занятия, предоставляя маленьким детям возможность подвигаться, сменить позу, но и позволяют мне выяснить, имеется ли данное слово, речевой оборот в пассивном словаре ребенка. Специальные задания, побуждающие ребенка принять воображаемую ситуацию. Это вызывает у детей эмоциональный отклик, предупреждает утомление, способствует формированию игровых умений и навыков, творческих способностей. Разнообразные имитационные упражнения , связанные с прослушиванием стихотворений, коротких рассказов (русские народные песенки «Тили-бом», «Заинька, приходи…», «Ладушки, ладушки…»). Слово в сочетании с жестом чрезвычайно важны в становлении в речевой и умственной деятельности:  жест наполняет слово конкретным содержанием.

Работая с детьми в 1 младшей группе, я пришла к выводу, что не все дети одинаково воспринимают речь воспитателя.  У каждого ребенка существуют свои особенности развития речи, свои недостатки.  Дети еще очень замкнуты, общаются неохотно, к тому же не со всеми взрослыми.   Многим трудно еще сопровождать свои действия словами, например: рисовать и говорить о нарисованном. Сложных предложений еще практически не существует. Дети не всегда воспринимают рассказ без иллюстрации, без показа предметов. Поэтому для успешного развития детей я использую картинки, фланелеграф, а также магнитную доску и тематические наборы магнитов. Это очень удобно и помогает как на занятиях, так и в повседневной жизни. При этом знакомые слова и действия как бы оживают, что способствует лучшему усвоению того или иного произведения. Ребенок может сам манипулировать героями.                                                                                                                

Дети в этом возрасте еще плохо ориентируются в ближайшем окружении (например: в сходных по виду предметах – стол, стул, диван, кровать). Для этого использую такие задания:  «что я вижу», «принеси то, что я скажу», «чего не стало». При их помощи ребенок упражняется и в отличии предметов и во внимании.                                   

        Дети плохо узнают действия, поэтому обязательно использую всевозможные картинки, активируя детей в ответах (мальчик вытирает лицо, девочка кушает, девочка одевается и т.п.). Ребенок ассоциирует все действия с собой, а затем приобретенные знания использует в общении со сверстниками.   Я стараюсь как можно больше активизировать детей вне занятия (на прогулке, во время экскурсии, во время игры). Все время говорю с ними, спрашиваю, дополняю их ответы, подсказываю.

Я считаю, что большое значение в развитии речи ребенка имеет сенсорное воспитание и развитие. Ребенок черпает первые представления об окружающем его мире, материальной среде с помощью различных анализаторов, при этом слово закрепляет представления, полученные сенсорным путем. Для малышей слова действительно являются «вторыми оригиналами действительности», первый же – образы окружающего его мира, то есть язык развивается наглядно-действенным путем. Чтобы ребенок понял название, он должен видеть предмет, с которым оно связано. Сенсорное и речевое развитие происходит в тесном единстве, поэтому, и работу по развитию речи нельзя отрывать от работы по развитию органов чувств и восприятия. Формирование речи неразрывно связано с постижением вещей и наоборот, окружающая ребенка действительность – это неисчерпаемый источник, который должен быть использован для обогащения языка. Знакомясь с цветом, формой и величиной, ребенок обогащает свой словарный запас, звуковой анализ речи, музыкальный слух и так далее. Для этого я провожу игры, помогающие ребенку лучше ориентироваться, разбираться в предметах. Так, например, игра «Какого цвета». Я раздаю детям картинки с изображением различных предметов, фруктов, овощей (зеленый – огурец , красный – флажок, красный – клубника, желтый – лимон и так далее). Затем я показываю квадрат какого-либо цвета и дети, у которых есть предмет такого цвета, поднимают свои картинки. Таким образом мы  знакомимся с цветом и закрепляем названия предметов, а также обогащаем словарный запас детей.

В заключении хочу сказать, что наша общая единая задача – воспитать всесторонне развитого здорового ребенка. В настоящее время во всем мире внимание привлечено к дошкольному детству. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что дошкольный возраст является периодом наиболее интенсивного физического и духовного развития человеческого индивида и от того, какие педагогические и гигиенические условия создаются для этого раннего развития , во многом зависит будущее ребенка, зависит то, насколько он будет физически крепок и здоров, какими умственными способностями и нравственными качествами он будет обладать, когда станет взрослым человеком.

                          Список  использованной литературы:

1. Большёва Т. В. Учимся по сказке изд. «Детство – ПРЕСС», 2001.

2. Дошкольное воспитание Обучение творческому рассказыванию 2-4/1991.

3. Логинова В. И., Бабаева Т. И. «Детство» программа развития и воспитания детей в детском саду изд.2-е, перераб.-СПб.,: Акцидент, 1996.

4. Поддьякова Н. Н., Сохин Ф. А. Умственное воспитание детей дошкольного возраста – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1998.

5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологиию - СПб, 2000 г.

6. Смольникова Н. Г. , Смирнова Е. А. Методика выявления особенностей развития связной речи у дошкольников.

7. Ткаченко Т. А. Формирование и развитие связной речи ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2001.

8. Ушакова О. С., Сохин Ф. А. Занятия по развитию речи в детском саду М.: Просвещение, 1993.

9. Фомичёва Г. А. Методика развития речи детей дошкольного возраста уч. пособие 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1984.

10. Чернобай Т. А., Рогачёва Л. В., Гаврилова Е. Н. Оценка успешности речевого и физического развития дошкольников: метод. Рекомендации для педагогов детского сада; Под ред. В. Л.Малашенковой. – Омск: ООИПКРО, 2001.

 

[1] Закон РФ «Об образовании» от 26.12.2012 №121965-6; Глава II. Система образования; Статья 12. Образовательные программы.

[2] ФГОС ДО (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования) утверждён 17 октября 2013 года Приказом №1155 Министерства образования и науки РФ.

Опубликовано: 02.10.2015