Развитие музыкального восприятия старших дошкольников

Конференция: Современный подход к преподаванию

Автор: Орловская Ольга Николаевна

Организация: ГБОУ Школа № 2097

Населенный пункт: г. Москва

Ученые, педагоги-музыканты отмечают, что музыкальное восприятие развивается в разных видах музыкальной деятельности (пении, ритмике, игре на музыкальных инструментах), но прежде всего - в процессе специального слушания музыки. Именно специальное слушание, накопление музыкального опыта формирует музыкальный вкус, музыкально-эстетическую культуру. Но это происходит лишь в том случае, если дети слушают высокохудожественные музыкальные произведения народной, классической и современной музыки. И классические произведения в этом процессе занимают важнейшее место.

Проект "Классическая музыка - детям", реализующийся в настоящее время в детском саду города Москвы, позволяет отойти от привычных стереотипов обучающих программ, повышает художественные требования к музыкальному репертуару, а так же помогает использовать богатейшее культурное наследие Москвы для музыкального развития дошкольников.

Вид данного проекта -открытый (в контакте с семьей, учреждениями культуры, музыкальной школой), творческий, долгосрочный. Целью проекта является формирование начал музыкально-художественной культуры, формирование творческой личности ребенка через развитие его музыкальных способностей посредством слушания классической музыки, развитие стремления к поиску форм для воплощения своего творческого замысла. Участники проекта: воспитанники, педагоги, родители.

В ходе реализации проекта "Классическая музыка - детям" были проведены следующие мероприятия. Концерт Образцового коллектива, Лауреата всероссийских и международных конкурсов хоровой школы мальчиков и юношей «ДЕБЮТ», художественный руководитель Алла Ястребова. С этим коллективом детский сад сотрудничает около четырёх лет. Мы с большим удовольствием приглашаем их в гости. Трое мальчиков-хористов являются выпускниками нашего детского сада.

В концерте прозвучали такие замечательные классические произведения, как «Хор мальчишек» из оперы «Кармен» Бизе, «Рождество витает в воздухе» Гэллина и другие. Детям очень понравился концерт. Многие изъявили желание ходить в эту хоровую школу и научиться также хорошо петь.

Когда хоровой школе «Дебют» исполнилось 15лет и свой юбилей они отмечали в концертном зале «Красный октябрь», дети нашего детского сада тоже были приглашены на праздник.

С детьми старшего дошкольного возраста, их родителями мы ездили на Театрализованный гала-концерт «Москва-город великой истории» в Храме Христа Спасителя. В программе главные роли исполняли солисты музыкального театра им. К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко , а также известные хоровые коллективы города Москвы. Были показаны значимые события Российской истории через театрализованные, хоровые и танцевальные номера. Дети не только знакомились и с историей нашей Родины и с замечательными музыкальными произведениями Глинки, Чайковского, Рахманинова.

В рамках программы «Московские композиторы – детям Москвы» в Государственной Консерватории им. П.И.Чайковского дети посетили концерт-встречу с народным артистом России, заслуженным деятелем искусств РСФСР, профессором, композитором Валерием Калистратовым. У себя в детском саду мы принимали артистов Большого Симфонического оркестра города Москвы, исполнивших для детей произведения Моцарта,

Крейслера, Штрауса. Планируются и другие встречи дошкольников с классической музыкой.

В процессе реализации проекта было выявлено, что изменились особенности музыкального восприятия детей: появилось произвольное внимание, умение сосредотачиваться, улавливать детали исполнения. Более глубокими и содержательными становятся высказывания детей об эмоциональном и образном содержании музыки. Дети различают на слух и дают название музыкальным произведениям, определяют ее характер, передают словами возникший образ, отражают свои впечатления в рисунке, движении, пластике. Музыкальный язык - волшебный, завораживающий, но непростой. И задача педагогов – не только развлечь, но и увлечь, не только заинтриговать, но и заинтересовать, научить слушать, понимать и принимать лучшее, что создано в музыке, то, что называется классикой.

Спасибо за внимание!

Опубликовано: 25.10.2015