Развивающие игры для всестороннего развития детей младшего дошкольного возраста

Конференция: Современный подход к преподаванию

Автор: Коваль Надежда Олеговна

Организация: МБДОУ «Детский сад № 84»

Населенный пункт: Кемеровская область, г. Новокузнецк

Недавно вступили в силу новые Федеральные государственные стандарты образования основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Принципиально изменился подход к процессу образования ребенка, что требует усилий не только педагогов дошкольных учреждений, но и от родителей. Раньше перед детским садом на протяжении всего процесса воспитания и обучения стояла основная задача: сформировать у малышей определенные умения и навыки школьного типа (к концу дошкольного возраста). Однако ученые давно говорят о том, что психологическая готовность к школе – это комплексный показатель, который формируется не только на занятиях, но и в результате полноценного развития ребенка. Главные навыки и уроки жизни малыш получает в то время, когда занимается своей любимой детской деятельностью: играет, конструирует, рисует, лепит, слушает сказку и т. д. Именно этот подход и был реализован в новом документе. Главным направлением в работе с детьми должно стать не обучение по школьному типу, а развитие физических, личностных и интеллектуальных качеств ребенка. Изменение содержания программы и форм работы с дошкольниками не идет в ущерб интеллектуальному развитию детей, а, наоборот, максимально насыщает жизнь детей новыми видами деятельности, позволяет получить опыт общения и развивать свои способности. «Занятия» не отменяются совсем, просто в это слово вкладывается новое содержание. На смену «учебной» в классическом понимании этого термина, работе должны прийти увлекательные упражнения и игры, удовлетворяющие познавательный интерес малыша.

Предлагаю Вашему вниманию некоторые игры, которые родители могут самостоятельно использовать дома, они не только нравятся детям, но имеют еще и развивающий характер и не требуют специального оборудования и атрибутов.

1. «Колокольчик» – игра на сплочение детского коллектива, развитие общительности, внимательного отношения к другим детям, игра для хорошего настроения.

Каждый ребенок по очереди звенит колокольчиком, при этом дети поют песенку и хлопают в ладоши. Можно играть вместе всей семьей или даже вместе с игрушками.

«У …. колокольчик, веселый колокольчик. Дили- дили – дон, дили- дили – дон, отдам колокольчик…. »

2.«Смешные человечки» – тренировка эмоций, развитие умения чувствовать настроение других.

Предложить ребенку: нахмуриться как тучка, как злая волшебница; улыбнуться, как кот на солнце, как хитрая лиса; позлиться, как два барана на мосту; устать, как муравей, притащивший большую муху.

3. «Огонь – лёд» - снятие психоэмоционального напряжения, выход агрессии и страхов, развитие моторного и эмоционального самовыражения.

Предложить ребенку на слово «Огонь» выполнять различные движения: прыгать, танцевать, приседать и т. д. А на команду «Лёд» замереть в одной позе.

4. Артикуляционная гимнастика – развитие артикуляционной моторики.

Выполнение артикуляционных упражнений: «Окошко», «Заборчик», «Часики», «Качели», «Месим тесто».

5. Дыхательная гимнастика с ватой «Снежок» - развивать мышцы губ, формировать плавный длительный выдох, развивать внимание и воображение.

Предложить ребенку подуть на снежинку-вату так, чтобы она полетела вверх, вниз; сдуть с кончика носа; посадить снежинку на разные части тела : ухо, руку, коленку и т. д.

6.«Мишка и зайка» - развитие слухового внимания и памяти, восприятия, дифференциации на слух различного темпа звучания музыкальных инструментов.

Предложить ребенку под звуки бубна идти как косолапый медведь, а под звуки погремушки прыгать как зайчик.

Можно использовать один инструмент, меняя его звучание или добавлять другие.

7. Игры с мячом «Назови ласково», «Скажи наоборот» - развивать активный словарь, учить образовывать уменьшительно-ласкательные существительные, развивать словарь антонимов.

Предложить ребенку поймать мяч и назвать детеныша кошки, коровы и других зверей; предложить ребенку прокатить мяч по полу и назвать слова наоборот: бывает высокий дом, а наоборот бывает… низкий, есть широкие тропинки, а есть. узкие и т. д.

8. Логоритмические игры: «Жираф», «Автобус» - развитие крупной и мелкой моторики, речи, музыкального слуха и памяти.

Выполнение музыкально-ритмических упражнений под музыку Е. Железновой «Развивалочки. Аэробика для малышей», проговаривание простых песенок.

9. Игра малой подвижности «День - ночь» - помогает детям дошкольного возраста тренировать координацию движений, реакцию, внимательность. Игра отлично подходит в качестве активного развлечения.

На команду «День» ребенок может летать как птичка или бабочка, прыгать как зайчик, бегать как мышка. На команду «Ночь» ребенок «засыпает» и тихо лежит, а взрослый, превращаясь в кошку, лису и т. д. должен искать ребенка.

10. Игра - хоровод с мамами «Ветер дует» - развитие коммуникативных навыков, внимания.

Дети встают в хоровод вместе с мамами, начинают дуть в центр круга, затем проговаривая слова, то вместе подходят в центр круга, то снова отходят назад.

Дует ветер на всем белом свете,

Ветер дует, задувает, ветер деревья качает.

Таким образом, предложенные игры выполняют не только развлекательную функцию, но и способствуют развитию физических и интеллектуальных качеств ребенка, формированию личности.

Опубликовано: 06.11.2015