Развитие творческой деятельности на уроках русского языка

Конференция: Современный подход к преподаванию

Автор: Машина Надежда Васильевна

Организация: МКОУ СОШ №1

Населенный пункт: Воронежская область, г. Лиски

В развивающем обучении педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных ребёнка.

Поэтому в своей работе я использую элементы системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П. Волков, С. Альтшуллер, И.П. Иванов).

Уже много лет я работаю над темой «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка и литературного чтения». Одним из направлений работы является развитие творческой деятельности на уроках русского языка. Задачу добиться включения учащихся в творческую деятельность и тем самым способствовать прочному усвоению родного языка я решила с помощью разнообразных видов письменных работ. К ним относятся: творческое списывание, творческий диктант, свободный диктант, творческое изложение, творческое сочинение. Все эти виды работ я провожу в определённой системе, начиная с таких, которые требуют от учащихся мень-шей самостоятельности. Первой ступенькой в этой работе является творческое списывание. Его я обычно усложняю заданиями, связанными с развитием речи. Прежде чем проводить списывание, хорошо отрабатываю правописание орфограмм, над которыми учащиеся будут работать. Вот, например, какие тексты дала для творческого списывания на уроке закрепления правописания падежных окончаний прилагательных. Задание: спишите текст, вставляя пропущенные прилагательные и знаки препинания; после прилагательного в скобках укажите вопрос, на который оно отвечает, подчеркните окончания прилагательных.

  1. Прошли … каникулы. Первого сентября перед ребятами раскрыла … двери … школа. Звенит … звонок. Он нарушил … тишину, созвал … детвору в классы. В них пахнет … краской. Всё чисто, светло. Начались уроки. А после уроков … школьники долго делились … впечатлениями о … отдыхе.
  2. Наступила … зима. Выпал … снег. Он покрыл … ковром землю, деревья, крыши домов. К вечеру …мороз сковал …землю, образовал … кору на снегу. А на другой день началась метель … ветер с … свистом кружил в … воздухе … пыль.

Иногда списывание сопровождалось подбором синонимов.

Творческий диктант может быть проведён на уроках закрепления и проверки знаний.

Переходной ступенью к изложению является свободный диктант. Он способствует развитию умения уловить ход мыслей автора, запомнить их последовательность, связь. Творческий диктант подготавливает учащихся к более сложному виду работ – изложению.

Изложения вырабатывают у учащихся умение самостоятельно излагать свои мысли, являются первыми ступеньками к сочинению.

Сочинение является наиболее трудным видом работ. Творческие Лсочинения разнообразны по видам и характеру заданий: сочинения по пословицам и опорным словам, по личным наблюдениям и впечатлениям, по картине. Интересным видом творческих работ являются работы по пословицам.

Пословицы и поговорки – выразительницы народной мудрости, дают богатый материал для развития речи учащихся. Учащиеся в первую очередь выясняли смысл пословицы и передавали его, иллюстрируя примерами из прочитанного или собственными наблюдениями.

Используя творческие работы на своих уроках, я добилась повышения грамотности учащихся, закрепления их знаний, развития устной и письменной речи.

Велика и воспитательная роль таких работ. Правильно подобранные тексты, картины являются хорошим средством воспитания у учащихся любви к природе, способствуют расширению их кругозора.

Литература.

  1. О.Е. Жиренко и др. Инновационные технологии обучения в современной начальной школе. – В: ВОИПК и ПРО, 2007 г.
  2. М.Л. Закожурникова Сочинения и изложения в начальных классах. М: 1998 г.
  3. Развитие творческой активности школьников. М: Педагогика, 1991г.

 

 

Опубликовано: 06.11.2015