Здоровьесберегающие технологии на уроке

Конференция: Современный подход к преподаванию

Автор: Крылова Наталья Владимировна

Организация: ГБОУ школа №468

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

     В последнее время о неблагополучии здоровья школьников пишут и говорят много. И для этого есть все основания. Лишь порядка 10% учащихся можно считать здоровыми, а чуть больше половины учащихся школ страдает различными заболеваниями хронического характера.   

     Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» в качестве одного из основных направлений развития общего образования определяет сохранение и укрепление здоровья школьников. В решении этой задачи ключевую роль играют здоровьесберегающие образовательные технологии.

     Здоровьесберегающие образовательные технологии  – совокупность всех используемых в образовательном процессе приемов, методов, технологий, не только оберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образовательной среды, но и способствующих воспитанию у учащихся культуры здоровья.

     Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья в период обучения, сформировать необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать их в повседневной жизни.

     Одни из важнейших условий здоровьесбережения школьников является соблюдение гигиенических критериев рациональной организации урока:
     1. Соблюдение санитарных условий в кабинете: качественное освещение класса и доски, соблюдение температурного режима, чистоты и свежести воздуха, отсутствие звуковых раздражителей.

     2. Оптимизация деятельности учащихся: средняя частота и продолжительность сменяемости разных видов учебной деятельности составляет примерно 7 – 10 минут.

     3. Количество видов учебной деятельности, которые использует учитель (чтение, письмо, беседа, рассказ, наглядные пособия, ответы на вопросы, решения примеров): 4 – 7 видов за урок считается нормой.

     4. Количество видов преподавания, используемых учителем на уроке (словесного, наглядного, аудиовизуального через технические средства обучения, самостоятельные работы): не менее 3-х за урок.

     5. Чередование видов преподавания должно происходить не позже, чем через 10 – 15 минут.

     6. Благоприятный психологический климат: наличие не менее 2 – 3 эмоциональных разрядок на уроке.

     7. Обязательные физкультминутки:  две за урок, состоящие из 3 легких упражнений, по 3-5 повторений каждого.

     8. Длительность применения технических средств обучения: 10 – 12 минут за урок.

     9. Чередование позы в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся.

     10. Количество времени, затраченного детьми на учебную работу: норму составляет диапазон от 60% до 80%.

     11. Психологический климат на уроке: преобладают положительные эмоции.

     12. Момент наступления утомляемости учащихся (по снижению учебной активности): не ранее чем через 40 минут.

     При построении урока с позиции здоровьесберегающих технологий, необходимо учитывать четыре основных правила:

     Правило 1. Правильная организация урока

     Во-первых, это учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне.

     Во-вторых, главная цель учителя - научить ученика запрашивать необходимую информацию и получать требуемый ответ. А для этого необходимо сформировать у него интерес мотивацию к познанию, обучению, осознание того что он хочет узнать, готовность и умение задать (сформулировать) вопрос. Количество и качество задаваемых учеником вопросов служат одними из индикаторов его психофизического состояния, психологического здоровья, а также тренируют его успешность в учебной деятельности.

     Правило 2. Использование каналов восприятия

     Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств индивидуальности — функциональной асимметрией мозга: распределением психических функций между полушариями. Выделяются различные типы функциональной организации двух полушарий мозга:

- левополушарные люди: для них характерен словесно-логический стиль познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению;

- правополушарные люди: у данного типа развиты конкретно-образное мышление и воображение;

- равнополушарные люди: у них отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий.

     На основе предпочтительных каналов восприятия информации различают:

- аудиальное восприятие;

- визуальное восприятие;

- кинестетическое восприятие.

     Знание этих характеристик детей позволит педагогу излагать учебный материал на доступном для всех учащихся языке, облегчив процесс его запоминания.

     Правило 3. Учет зоны работоспособности учащихся

     Экспериментально доказано, что биоритмологический оптимум работоспособности у школьников имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Работоспособность зависит и от возрастных особенностей детей.

     Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельности

     При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности.

Часть урока

Время

Нагрузка

Деятельность

1-й этап:

врабатывание

5 мин.

относительно невелика

репродуктивная, переходящая в продуктивную; повторение

2-й этап:

максимальная работоспособность

20-25 мин.

максимальное снижение на 15-й мин.

продуктивная, творческая, знакомство с новым материалом

3-й этап:

конечный порыв

10-15 мин.

небольшое повышение работоспособности

репродуктивная, отработка узловых моментов пройденного

     Созданию здоровьесеберегающей образовательной среды способствуют технологии личностно-ориентированного обучения, ставящие в центр образовательной системы личность ребёнка, обеспечение безопасных, комфортных условий её развития и реализации природных возможностей. Среди них можно выделить следующие:

     1. Технология дифференцированного (в т.ч. индивидуализированного) обучения позволяет учитывать особенности аудитории, создавать условия для самовыражения учащихся, подбирать приёмы, влияющие на сохранение интереса к учебному материалу. Позволяет снизить тревожность учащихся, формировать их адекватную самооценку.

     2. Технология проблемного обучения предполагает постановку развивающей цели, создание проблемной ситуации или формулирование проблемного вопроса, а также поиск вариантов решения. Это обеспечивает развитие мышления, способности к анализу и рефлексивно-оценочной деятельности.

     3. Педагогика сотрудничества создаёт все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов. Важнейшая черта этой педагогики – приоритет воспитания над обучением – позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья школьника.

     4. Игровые технологии позволяют обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности.

     Очевидно, что эти технологии позволяют параллельно решать и задачи охраны здоровья школьников как в психологическом, так и в физиологическом аспектах. Именно благодаря использованию современных технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, а следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью.

 

Используемая литература:

1.  Апанасенко Г.Л. Охрана здоровья здоровых: некоторые проблемы теории и практики. - М.: Просвещение, 1987.
2.  Новые здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании детей: [гендер. подход в обучении и воспитании: психол. аспект]/ С.Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности.-№2.-С.171-187.
3.  Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002.
 

Опубликовано: 03.03.2015