Иностранный язык в школе

Конференция: Современный подход к преподаванию

Автор: Гуркина Юлия Юрьевна

Организация: МБ ОУ Починковская СОШ

Населенный пункт: Нижегородская область, г. Починки

   В целях обеспечения непрерывности языкового образования школа должна предоставить учащимся, закончившим базовый курс обучения в 9 классе, возможность продолжить изучение иностранного языка в 10-11 классах.

   В зависимости от желания (выбора) учащихся и от конкретных условий обучения иностранный язык в 10-11 классах может быть либо обязательным учебным курсом, либо  обязательным учебным предметом по выбору школьников, либо факультативным курсом.

   В соответствии с потребностями школьников это может быть по своему содержанию либо курс поддержки и совершенствования приобретенных в основной школе знаний, умений и навыков, либо с учетом профессиональной ориентации старшеклассников профильный курс.

   Основные цели и задачи обучения иностранным языкам на старшем этапе направлены на то, чтобы не только поддержать, но и несколько превысить достигнутый школьниками в 5-9 классах базовый уровень обученности по иностранному языку. Это может быть обеспечено за счет создания условий для дополнительной речевой практики продуктивного (говорение, письмо) и рецептивного (аудирование, чтение) планов; систематизации и актуализации языковых, речевых и социокультурных знаний, навыков и умений; обеспечения, с одной стороны, повторения и восполнения пробелов в базовой подготовке школьников, с другой – ее некоторого расширения и углубления путем привлечения новых аутентичных материалов, отвечающих возрастным особенностям и интересам старшеклассников; увеличения в связи с этим количества изучаемых тем, предметов речи, видов и типов текстов. Что должно привести в целом к некоторому увеличению как продуктивного, так и в особенности рецептивного языкового минимума, к некоторому приросту в развитии знаний, навыков и умений во всех видах речевой деятельности: более сознательного выбора стратегий учения и компенсаторных умений; большой самостоятельности школьников. , как следствие, должно иметь место совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции школьников в целом.

   Характерной особенностью обучения иностранным языкам на старшем этапе является большее взаимодействие всех видов речевой деятельности (чтение, говорение, аудирование и письмо), а также повышение роли аудирования и письменной речи как цепи и средства обучения. Значительно увеличивается удельный вес работы с текстом, который является не только источником информации и объектом чтения, но и образцом для развития и совершенствования навыков и умений устной и письменной речи, отправной точкой для самостоятельных личностно-ориентированных высказываний. В связи с этим меняются требования к уровню владения учащимися отдельными видами речевой деятельности.

   На старшем этапе владение основными видами чтения совершенствуется, становится более гибким и формируется преимущественно на основе аутентичных, проблемных публицистических и художественных текстов, затрагивающих актуальные проблемы современности.

   Речь учащихся характеризуется большей инициативностью и спонтанностью, может затрагивать нестандартные ситуации общения. Деление на диалогическую и монологическую речь на этом этапе условно, так как они все больше выступают во взаимосвязи.

   Основными видами диалогической речи становится свободная беседа, групповое обсуждение предложенной проблемы. Выделенные ранее виды диалогов (расспрос, побуждение) выступают в комбинированном виде с преобладанием диалога – обмена мнениями.

   На старшем этапе учащиеся строят собственные высказывания на основе текста и самостоятельно выстраивают развернутые высказывания по поводу прочитанного или услышанного с достаточной аргументацией. Они опираются на все коммуникативные типы речи (описание, повествование, рассуждение, убеждение).

   На данном этапе обучения совершенствуются механизмы переноса как с родного языка на иностранный, так и внутриязыкового переноса. Создаются условия для перехода лексических единиц из пассивного запаса в активный (за счет их частой повторяемости в текстах для чтения и аудирования). Разнообразие содержания речи учащихся достигается как за счет разнообразия употребляемых лексических единиц, так и за счет привлечения эмоционально окрашенной лексики.

 

Список использованной литературы:

1.Кулагин П.Г. Межпредметные связи в обучении. - М.: Просвещение, 1983.

2. Примерные программы среднего (полного) общего образования / Сост. Н.Н.Гара, Ю.И.Дик.- 2-е изд.-М.:Дрофа,2001.

Опубликовано: 11.11.2015