Роль концертмейстера в успешной организации образовательного процесса на музыкальном отделении педагогического колледжа

Конференция: Современный подход к преподаванию

Автор: Промышляева Наталья Капитоновна

Организация: ГБПОУ СО «ССПК»

Населенный пункт: Самарская область, г. Самара

Профессия концертмейстера широко популярна среди музыкантов-исполнителей, равно, как и профессия аккомпаниатора. Однако, говорить о  полном тождестве этих двух, схожих по практическому воплощению музыкального материала, профессий  нельзя. В том и другом случае качество художественного воплощения зависит от мастерства исполнителя. Аккомпаниатор (от франц. «akkompagner» - сопровождать) – музыкант, играющий партию сопровождения солисту или какому-либо коллективу  на эстраде (танцевальному, вокальному...).

В отличие от аккомпаниатора деятельность концертмейстера более емкая, так как помимо концертной включает в себя педагогические, психологические и творческие функции. В ходе учебного процесса концертмейстер разучивает с обучающимися нотный материал (в классе вокала и дирижирования), контролирует и корректирует качество исполнения, создает благоприятный психологический микроклимат, для решения возникающих затруднений и подсказывает правильные пути к их разрешению. Большой профессиональный опыт концертмейстера способствует успешной организации образовательного процесса на музыкальном отделении колледжа. В педагогическом колледже основные сферы деятельности концертмейстера – учебная, конкурсная и концертная. Для их успешной реализации концертмейстер должен иметь определенные навыки и умения:

  • Высокий технический уровень владения инструментом (фортепиано);
  • Навык ансамблевой игры (умение слушать партию солирующего голоса, при необходимости уход на «задний план», дабы выделить солирующую партию);
  • Владение основными понятиями "смежных", а в учебной практике педагогического колледжа основных дисциплин (знание схем и приёмов дирижирования, навык игры партитуры, знание основ вокала, выявление индивидуальности тембра и диапазона  солирующего голоса, знание основ хореографии  и т. п.)

Необходимость владения столь широким спектром знаний объясняется многообразием видов концертмейстерской работы в учебной  практике колледжа. Это работа в классе дирижирования, вокала, ритмики и хореографии.  Хороший концертмейстер должен обладать общей музыкальной одаренностью, хорошим музыкальным слухом, воображением, умением охватить образную сущность и форму произведения, артистизмом, способностью образно, вдохновенно воплотить художественный замысел композитора.

Конкретизируя задачи и навыки концертмейстера, необходимые для успешной организации образовательного процесса на музыкальном отделении следует отметить особую важность владения специалистом такими профессиональными умениями как:

  • умение читать с листа фортепианную партию любой сложности, понимать смысл воплощаемых в нотах звуков, их роли в построении целого, играя аккомпанемент, видеть и ясно представлять партию солиста, заранее улавливая индивидуальное своеобразие его трактовки;
  • умение транспонировать в пределах квинты текст средней трудности (в классе вокала);
  • умение читать и транспонировать на полтона и тон вверх и вниз четырехголосные хоровые партитуры (в классе дирижирования);
  • умение «на ходу» подобрать мелодию и аккомпанемент; навыки импровизации;
  • знание истории музыкальной культуры, изобразительного искусства и литературы, чтобы верно отразить стиль и образный строй исполняемого произведения.

От  высокого уровня профессиональных и личностных качеств  концертмейстера   зависит  успех образовательного процесса колледжа, и в итоге качество подготовки будущих учителей музыки и музыкальных руководителей в дошкольных образовательных учреждениях.

 

Литература:

1. Абрамова О.А. Некоторые особенности работы концертмейстера в классе специального дирижирования на дирижерско-хоровом отделении // Державинские чтения. Искусствоведение. Социально-культурная деятельность: Материалы научной конференции преподавателей и аспирантов. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2000. – С. 71-72.

2. Борисова Н.М. Содержание урока по концертмейстерскому классу на МПФ пединститута // Вопросы исполнительской подготовки учителя музыки. - М., 1999. – С. 130-140.

3. Воротной М.В. О концертмейстерском мастерстве пианиста: к проблеме получения квалификации в Вузе // Проблемы музыкального воспитания и педагогики: Сборник научных трудов / Науч. ред. Н.К. Терентьева. – СПб., РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. – Вып. 2. – С. 66-70.4.Воскресенская Т. Заметки о чтении с листа в классе аккомпанемента // О мастерстве ансамблиста. Сб. науч.. трудов. – Л.: Изд-во ЛОЛГК, 2002. – С. 31-48.

5. Горошко Н.Н. Современная подготовка пианиста-концертмейстера: от узкой направленности к разностороннему воспитанию исполнительского мастерства // Музыкальное образование на пороге 21 века в контексте эволюции отечественного музыкального искусства: Материалы Российской научно-практической конференции 17-18 декабря 1998 г. / Оренбург. гос. пед ун-т; Ред. колл.: М.С. Каргопольцев, Г.П. Коломиец и др. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 1999. - С. 98-100.

Опубликовано: 11.11.2015