Особенности организации здоровьесберегающего и здоровьесозидающего образования в условиях современной школы

Конференция: Современный подход к преподаванию

Автор: Савенкова Гузель Рамилевна

Организация: МБОУ СОШ с.Тавричанка

Населенный пункт: Республика Башкортостан, с. Тавричанка

«Без здоровья невозможно и счастье»

 Виссарион Григорьевич Белинский

Здоровье человека – это целостное, многомерное понятие, включающее такие аспекты, как соматическое, психическое, нравственное и социальное здоровье. Формирование личности здоровой, социально устойчивой, адаптированной к современным условиям жизни - главная цель современного образования. А одной из главных задач современной школы — помочь детям осознать ценность здоровья и значение здорового образа жизни для современного человека, сформировать ответственное отношение к собственному здоровью. Это возможно в результате целенаправленного использования педагогом в учебно-воспитательном процессе современной школы здоровьесозидающих и здоровьесберегающих образовательных технологий.

По мнению А.Г. Маджуга,«здоровьесозидающая образовательная технология – это элемент специальным образом организованного педагогического процесса, целенаправленно обеспечивающего сохранение, поддержание, укрепление и наращивание здоровья его субъектов в ходе их взаимодействия в учебно-воспитательных ситуациях». [2]

Здоровьесберегающая образовательная среда – это идеальная модель, к которой стремятся все участники образовательного процесса – учителя, обучающиесяих родители. Однако достижение этого идеального результата – процесс многоступенчатый, многофакторный и не всегда прогнозируемый. В  определении  здоровья,  которое  дает  Всемирная  организация  здравоохранения (ВОЗ), указывается на физическое, психическое и социальное благополучие (здоровье) человека. [4]

Под каждым видом здоровья понимается следующее:

- физическое здоровье (характеризуется состоянием физического развития, отражающим текущее функциональное состояние органов и систем организма человека, соответствие биологического и паспортного возраста, врожденных и приобретенных уродств и инвалидности и т.д.); [3]

- психическое здоровье (состояние душевного благополучия, определяемое отсутствием болезненных проявлений и обеспечивающее адекватную условиям действительности регуляцию поведения и деятельности; [1]

- социальное здоровье (социальная активность, адекватность мировосприятия и мироотношения, удовлетворенность жизнью, способствующая нравственности поведения и препятствующая социальной дезадаптации личности).

Все образовательные учреждения в рамках своей деятельности решают в той или иной мере проблемы сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса. Наша школа также не исключение.

При составлении учебногоплана (далее ) для 1-4 классов, были использованы следующие нормативные документы:

  • Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в общеобразовательных учреждениях. СанПин 2.4.2.1178-02», утвержденных Главным санитарным врачом Российской Федерации 25.11.2002г., зарегистрированных в Минюсте РФ 5.12.2002 № 3997.
  • Базисный учебный план  начального общего образования (Вариант 1).

Учебный план МБОУ СОШ с. Тавричанка обеспечивает исполнение ФГОС НОО и определяет  максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов, используя кадровые возможности школы и материально-техническую базу.

Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного начального образования:

  • формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
  • готовность обучающихся к продолжению образования на последующих ступенях основного общего образования, их приобщение к информационным технологиям;
  • формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;
  • личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.

    Также в соответствии с ФГОС НОО в начальных классах ведется внеурочная деятельность.

Целью внеурочной деятельности является создание условий для  проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и  культурных традиций.

     План внеурочной деятельности в МБОУ СОШ  с.Тавричанка опирается  на следующие нормативные документы:

- Закон Российской Федерации « Об образовании»;

- Санитарно-эпидемиологическими правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированными в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993;

- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 года № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 года, регистрационный №19676).

Содержание внеурочной деятельности обучающихся 1-4 классов направлено на:

•создание условий для развития личности ребенка;

 •профилактику асоциального поведения младших школьников;

 •обеспечение целостности процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;

•укрепление психического и физического здоровья детей;

•развитие взаимодействия педагогов с семьями обучающихся.

Например, одним из направлений внеурочной деятельности является  спортивно-оздоровительное направление «Подвижные игры» (по 1 часу в неделю).

Помимо этого обучающиеся нашей школы посещают спортивные кружки и секции, участвуют в районных соревнованиях по различным видам спорта и занимают призовые места, проводят  школьные спортивно-оздоровительные      соревнования. Предприняты меры по исключению  во  время  проведения уроков физической      культуры      и      внеклассных спортивно-оздоровительных мероприятий случаев травматизма учащихся.

     Решение проблемы сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса является важнейшим направлением государственной политики в области образования. Поэтому задачи обеспечения комфортной и безопасной образовательной среды, создания мотиваций и условий для здорового образа жизни, эффективного использования здоровьесберегающих образовательных технологий организации образования должны стать одним из приоритетных направлений развития любой образовательной организации.

 

 

Список литературы

  1. Ветрова В. В.   Уроки психологического здоровья.  М.: Педагогическое общество России, 2000. – 192 с.
  2. Маджуга А.Г. Здоровьесозидающий менеджмент образования: система управления здоровьем субъектов образовательного процесса как ресурсом // Здоровье и образование в 21 веке – Выпуск № 1 / том 13 / 2011.
  3. Сериков Г. Н.,  Сериков С. Г.  Здоровьесбережение  в  гуманном  образовании:  Монография.  –  Екатеринбург ‐ Челябинск:   Изд‐во ЧГПУ, 1999. – 356 с
  4. Смирнова Ю.В. Здоровьесозидающий потенциал образовательной среды школы// Человек и образование № 4 (17) 2008

Нормативные документы

  1. Закон Российской Федерации « Об образовании»;
  2. Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в общеобразовательных учреждениях. СанПин 2.4.2.1178-02», утвержденных Главным санитарным врачом Российской Федерации 25.11.2002г., зарегистрированных в Минюсте РФ 5.12.2002 № 3997.
  3. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированными в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993;
  4. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 года № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 года, регистрационный №19676).
Опубликовано: 16.11.2015