Особенности организации учебного процесса на интегрированной основе в рамках ФГОС

Конференция: Современный подход к преподаванию

Автор: Тютерева Ирина Алексеевна

Организация: МКОУ Криничанская СОШ.

Населенный пункт: Воронежская область, Россошанский район, с. Первомайское

Главная цель введения ФГОС заключается в создании условий позволяющих решить стратегическую задачу Российского образования – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства. Сегодня важно не столько дать ученику как можно больший объем знаний, сколько подготовить его к жизни, обеспечить общекультурное, личностное и познавательное развитие, научить таким важным умениям, как умение учиться в течение всей жизни. Формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.  Одним из эффективных способов достижения метапредметных результатов можно выделить интегрированный урок.  Эта технология активно внедряется в школьные программы и связывает, на первый взгляд,  несовместимые предметы.

 Интегрированный урок отличается от традиционного использования межпредметных связей, которые предусматривают лишь эпизодическое включение материала других предметов. Предметная система обучения, в том числе в начальных классах, предполагает автономное рассмотрение отдельных сторон действительности и ориентирует учащихся на частное усвоение знаний в той или иной области, слабо связанных между собой. В то же время начальное образование могло бы явиться первой ступенью, обеспечивающей межпредметную интеграцию как базу для углубления и дальнейшего своего развития на следующих этапах средней школы.
Специфика работы учителя начальных классов такова, что он один обучает детей по нескольким дисциплинам. Чем это интересно? С учетом возрастных особенностей младших школьников и современным уровнем развития науки каждый предмет представляет собой систему знаний и умений из разных областей действительности. Объективно заложенные внутрипредметные связи между различными областями могли бы способствовать и естественному установлению межпредметных связей с целью интеграции знаний при рассмотрении определенных объектов, явлений, процессов.
Следует отметить, что проблема межпредметных связей не новая проблема для педагогики, и ее решение всегда обосновывалось философскими взглядами на процессы дифференциации и интеграции научного знания на той или иной ступени общественного развития. Задачу использования межпредметных связей в учебном процессе в разные периоды выдвигали Коменский Я.А., Локк Д.,  Гербарт И.,  Дистервег А., Ушинский К.Д.
В современной педагогической литературе имеется более 30 определений категории «межпредметные связи», существуют различные подходы к их обоснованию и классификации. Разработкой данной проблемы занимались такие авторы, как Г.И. Беленький, И.Д. Зверев, Д.М. Кирюшкин, П.Г. Кулагин, Н.А. Лошкарева, В.Н. Максимова, Т.Ф. Федорец,  В.Н. Федорова и другие, высказывающие свою точку зрения на функции, типы и виды межпредметных связей.
На мой взгляд, наиболее точное определение категории «межпредметные связи» дано Г.Ф. Федорцом: «Межпредметные связи есть педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитательную функции в их органическом единстве».
В определении обращается внимание на цель установления межпредметных связей, исходя из этого, отмечается необходимость иного подхода к отбору содержания, выбору методов и форм обучения. В свою очередь изменения в содержании и методах обучения обеспечивают качественно новый уровень в решении задач образования, развития и воспитания младшего школьника.

Для успешной реализации интегрированного обучения необходимо понимать функции интегрированных уроков:

1. Методологическая функция – формирование у учащихся современных представлений изучаемых дисциплин.

2. Образовательная функция – формирование системности, связанности отдельных частей как системы, глубины, гибкости осознанность познания.

3. Развивающая функция – формирование познавательной активности, преодоление инертности мышления, расширения кругозора.

4. Воспитывающая функция – отражает политехническую направленность.

5. Конструктивная функция – совершенствование содержания учебного материала, методов и форм организации обучения.

В свою очередь чтобы провести интегрированный урок необходимо учесть следующие условия: в первую очередь учитель должен выбрать объект изучения на уроке и внимательно проанализировать содержание урока. Далее к подготовке урока можно привлечь учащихся, как правило, они всегда рады помочь учителю. В процессе реализации урока нужно подумать о технологиях самообразования учащихся (этот компонент выделяется и в УУД). Учитель не должен забывать и о использовании методов проблемного обучения, так как благодаря чему происходит активизация мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока. Продуманное сочетание индивидуальных и групповых форм работы так же является неотъемлемой частью интегрированного урока. Ну и конечно же следует не забывать про учет возрастных психологических особенностей обучающихся и их ориентацию на здоровый образ жизни.

Так же невозможно реализовать интегрированный урок, не зная его типов и форм. Интегрированное обучение предполагает проведение уроков с широким использованием современных педагогических технологий и даже предоставляет возможность проведения бинарных уроков (то есть уроков, на которых одновременно присутствует два учителя).

Методика подготовки и проведения интегрированных уроков.

Структура интегрированных уроков отличается от обычных уроков следующими особенностями:
– предельной четкостью, компактностью, сжатостью учебного материала;
– логической взаимообусловленностью, взаимосвязанностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока;
– большой информативной емкостью учебного материала, используемого на уроке.

При планировании и организации таких уроков учителю важно учитывать следующие условия:

В интегрированном уроке объединяются блоки знаний различных предметов, поэтому чрезвычайно важно правильно определить главную цель интегрированного урока. Если общая цель определена, то из содержания предметов берутся только те сведения, которые необходимы для ее реализации.

Практика подтверждает, что хорошие основания для проведения интегрированных уроков дает сочетание предметов:
Обучение грамоте (чтение, письмо) – математика.
Чтение – русский язык.
Чтение – музыка – рисование.
Математика – труд.
Ознакомление с окружающим миром – музыка – рисование – труд.

При планировании требуется тщательный выбор типа и структуры урока, методов и средств обучения, а также определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности учащихся на уроке.

Для интегрированных уроков характерна смешанная структура, являющаяся комбинацией линейной, концентрической и спиральной структур (по И.П. Подласому). Она позволяет маневрировать при организации содержания, излагать отдельные его части различными способами.

Содержательные и целенаправленные интегрированные уроки вносят в привычную структуру школьного обучения новизну и оригинальность, и имеют определенные преимущества:
– повышают мотивацию, формируют познавательный интерес, что способствует повышению уровня облученности и воспитанности учащихся;
– способствуют формированию целостной научной картины мира, рассмотрению предмета, явления с нескольких сторон: теоретической,
практической, прикладной;
– способствуют развитию устной и письменной речи, помогают глубже понять лексическое значение слова, его эстетическую сущность;
– способствуют развитию изобразительных и музыкальных умений и навыков;
– позволяют систематизировать знания;
– способствуют развитию в большей степени, чем обычные уроки, эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления
учащихся (логического, художественно-образного, творческого);
– обладая большой информативной емкостью, способствуют увеличению темпа выполняемых учебных операций, позволяют вовлечь
каждого школьника в активную работу на каждой минуте урока и способствуют творческому подходу к выполнению учебного задания;
– формируют в большей степени общеучебные умения и навыки, и рациональные навыки учебного труда.

Проведение интегрированных уроков способствует повышению роста профессионального мастерства учителя, так как требует от него владения методикой новых технологий учебно-воспитательного процесса, осуществления деятельностного подхода к обучению.

Из всего вышесказанного следует вывод о том, что интегрированные уроки представляют собой достаточно сложную систему. И для того, чтобы эффективно, удачно, профессионально использовать их на практике нужно знать теоретические аспекты интегрированного обучения, а также усвоить особенности их использования в начальной школе, которых следует придерживаться для того, чтобы осуществить какой-то определенный педагогический замысел.

Таким образом, идет разносторонний поиск возможностей реализации интеграции в процессе обучения исходя из того, что нет однозначного понимания сущности интеграции, авторы, занимающиеся данной проблемой, предлагают разные варианты ее решения,  несмотря на отсутствие единого подхода к проблеме, процесс интеграции - это перспективный шаг на пути модернизации образования, ведущий к созданию предпосылок в формировании современного целостного представления об окружающей действительности.

Психологические основы интеграции.

В качестве психологических основ процесса интеграции могут быть использованы идеи психолога Ю.А.Самарина об ассоциативном мышлении. Суть этих идей состоит в том, что любое знание есть ассоциация. Ю.А.Самарин классифицирует уровни умственной деятельности в зависимости от характера объединения в системы соответствующего уровня и выделяет следующие виды ассоциаций.

Простейшей, нервной связью, образующей элементарные знания о предмете или явлении, являются локальные ассоциации. Эта связь относительно изолирована, поэтому может  обеспечить лишь элементарную умственную деятельность, она характерна для младшего школьного возраста.

Частносистемные ассоциации. Это простейшая система ассоциаций. Они возникают при изучении отдельной темы или какого-либо предмета, явления, сопровождаются отбором новых фактов, понятий, сравнение их с имеющимися. Происходит простейшее обобщение знаний. На этом уровне возникает аналитико-синтетическая деятельность.

Внутрисистемные ассоциации обеспечивают познание обучающимися целостных систем знаний. Обеспечивают причинно-следственные, временные, пространственные, количественные и другие связи.

Межпредметные ассоциации являются высшей ступенью умственной деятельности. Они объединяют разные системы знаний, обобщают их, дают возможность понять явления или процесс в его многообразии.

Таким образом, интеграция в начальной школе должна носить количественный характер «немного обо всем». На основании выше изложенного в педагогической науке выделяют четыре уровня интеграции:

  1. соблюдение единых требований к выработке общеучебных умений и навыков;
  2. объединение понятийно- информационной сферы учебных предметов для заполнения каких-либо фактов и сведений, сопутствующего повторения, введения в урок дополнительного материала и т.п.;
  3. связан с задачами сравнительно-обобщающего изучения материала и выражается в умении учащихся сопоставлять и противопоставлять явления и объекты;
  4. проявляется в деятельности обучающихся, когда они сами начинают сопоставлять факты, суждения об одних и тех же явлениях, событиях, устанавливать связи и закономерности между ними, применяют совместно выработанные умения.

В настоящее время многие ученые и практики сходятся на том, что педагоги не должны с опаской относиться к интегрированным урокам, они должны осваивать, владеть и использовать на практике методику проведения таких уроков.  Бесспорно, такие уроки имеют определенные преимущества, развивают целостную картину мира школьников и способствуют повышению профессионального мастерства учителя.

 

 

Литература:

 

1.Телеева Е.В, Качалова Л.П., Качалов Д.В Педагогические технологии. – Шадринск, 2003.
2 .Ильенко Л.П. «Опыт интегрированного обучения в начальных классах» // Начальная школа, 1989, №9, с. 8.
3. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. «Анализ современного урока» Практическое пособие ТУ «Учитель», 2002.
4. Мытницкая С.Н. «Мне помогают элементы интегрирования» // Начальная школа, 2002, №1, стр. 75.
5. Шаболина «На пути обновления начальной школы нужны ли интегрированные курсы?» // Начальная школа, 1989, №7, стр. 78.

«Завуч» 2002, №5.                                                                                                                   6.Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. вузов: В 2 кн. / И.П. 7.Подласый. – М.: ВЛАДОС, 1999. – Кн.1: Общие основы. Процесс обучения. – 576с

Опубликовано: 09.12.2015