Организация исследовательской деятельности с обучающимися в начальной школе
Конференция: Современный подход к преподаванию
Автор: Литовских Елена Викторовна
Организация: МАОУ «Гимназия им.Н.Д.Лицмана»
Населенный пункт: Тюменская область, г. Тобольск
Организация исследовательской деятельности учащихся является не новой формой обучения, но востребованной, так как способствует развитию и индивидуализации личности, а так же формированию мотивации к получению знаний.
Основы исследовательского обучения можно найти в учениях педагогов-гуманистов эпохи Возрождения, в работах классиков педагогики Я.Каменского, Дж.Локка, Ж.Ж.Руссо, И.Песталоцци.
В России впервые идея исследовательского подхода в обучении была выдвинута просветителем Н.И. Новиковыми во второй половине XVIII века. Теоретическим обоснованием проблемы исследовательской деятельности занимались Н.И.Пирогов, Н.Г.Чернышевский, Д.И.Писарев, Н.А.Добролюбов, К.Д.Ушинский.
В послереволюционное время в нашей стране пропагандировали исследовательский метод в современной школе Н.К. Крупская, С.Т.Шацкий, Б.Е.Райков.
В 50-70 г. XX века в России вопросам исследовательского метода посвящён ряд работ дидактов и методистов (М.Н.Скаткин, И.Я.Лернер, С.Г.Шаповаленко, М.И.Махмутов)[4].
Исследовательская деятельность в младшем школьном возрасте должна соответствовать природе ученика, его психологическим и духовным возможностям и потенциалам. Прежде всего, у школьника должны быть сформированы внутренние средства исследовательской деятельности: умение подчинить своё восприятие поставленной задаче; видение целого в единстве формы и содержания; сведение сложного к простому; выявление наиболее общей закономерности; умение видеть объект с различных точек зрения и позиции; умение видеть, понимать и передавать в речи эстетические переживания; осмысление, интерпретация воспринятого в свете прежнего опыта.
Формирование исследовательской деятельности в младшем школьном возрасте предполагает знакомство и освоение метода познания. Процесс познания (исследования) должен осуществляться в единстве интуитивного и логического способов движения мысли ученика. Основным методом, с помощью которого ученик открывает тайны познания мира, является анализ через синтез.
Главная цель исследовательской работы в начальной школе: заинтересовать ребёнка, вовлечь в атмосферу деятельности.
Главные условия формирования исследовательских умений: целенаправленность и систематичность, мотивированность, творческая среда, психологический комфорт, личность педагога, учёт возрастных особенностей.
В I-IV классах должны создаваться ситуации, в которых были бы объединены все образующие жизненного мира школьника, позволяющие делать открытия, связанные с освоением мира (природа, культура, родной язык, традиции, общение со сверстниками).
Огромную роль в развитии исследовательской деятельности играют современные школьные технологии. Подобная деятельность, ставящая учащихся в позицию «исследователя» находит своё отражение в системе развивающего обучения; во внеурочное время эта работа может быть продолжена на факультативах, курсах, конкурсах регионального и всесоюзного уровня.
Организацию исследовательской деятельности в начальной школе начали с изучения статей журнала «Начальная школа» на данную тему.
Примерные темы: «История моей улицы», «История моих предков», «Исчезнувший храм», «История народного костюма», «Имена собственные в вывесках города», «Троекратные повторы в народных и авторских сказках», «Мы в ответе за тех, кого приручили», «Как мы говорим», «По заповедным тропинкам», «Они могут исчезнуть», «Слова с зимней тематикой в стихотворении И.С. Никитина «Встреча зимы», «Особенности характера животных в русских народных сказках», «Природные явления встихотворенияхА.Фета» [2,5].
«Технология приготовления любимого блюда», «Механизмы и приборы, облегчающие жизнь в современных жилищах человека», «Волшебные слова», «История цифр, слов…», «Цветники моего города», «Природные явления» и т.д.
Свойства…(бумаги, ткани и т.п.) «Как люди научились измерять расстояние», «История возникновения приборов времени», «Что мы знаем о календаре», «Разные кошки-разные характеры», «Как вырастить цветок»[4].
Началом исследовательской работы могут быть интересные задания и проекты по окружающему миру. Отправной точкой работы, над которыми, является чтение произведений детской литературы, например, предложенные Н.М. Белянковой:
1. Н.Носов «Весёлая семейка»
Прочитай повесть и проведи исследование: перепроверь Мишкины расчёты экономической выгоды инкубатора (глава «Важное решение»). Найди в литературе устройство современного мини-инкубатора и сравни его с тем, что получилось у ребят. Как ты оценишь мышление Мишки? Оцени возможность создания современного мини-инкубатора в домашних условиях. (Для кого он выгоден, какие материалы понадобятся, где достать свежие яйца и.т.д.)
2. Е.Пермяк «Некрасивая ёлка»
Разные народы в разные времена для письма использовали разные предметы: бересту, глиняные дощечки, папирус, где впервые стали делать бумагу? Как в настоящее время делают бумагу? Что в будущем заменит бумагу? Проведи своё исследование.
В результате в новом учебном году определились с исследовательскими темами.
«Инкубация яиц»
«Получение бумаги в домашних условиях»
«Исследование загрязнения атмосферы памятника природы г.Тобольска «Панин бугор»
«Куклы-обереги в Сибири»
Наибольшее затруднение при оформлении работы вызывает формулировка гипотезы.
Гипотеза – это научное предположение, вытекающее из теории, которое еще не подтверждено и не опровергнуто.
Приведу примеры из наших работ:
Тема: «Получение бумаги в домашних условиях»
Гипотеза: если мы в домашних условиях получим бумагу из макулатуры, подарив при этом бумаге вторую жизнь, и расскажем об этом одноклассникам, то сможем привлечь их внимание к проблеме уничтожения лесов ради бумаги и сможем потом использовать полученную бумагу на уроках труда.
«Куклы-обереги в Сибири»
Гипотеза: если мы изучим историю создания обрядовых кукол и освоим технологию их изготовления, и расскажем об этом одноклассникам, то сможем привлечь их внимание к истории родного края и возродить традицию изготовления обрядовых кукол своими руками.
Этапы исследовательской работы. Выбор темы, постановка цели, формулировка гипотезы с помощью учителя, подбор материала.
2 класс, конец года. На родительском собрании было рассказано о целях и задачах исследовательской работы, о том, что в начальной школе мы вводим ребёнка в мир опытно-исследовательской деятельности и поэтому сопровождение учителя и родителей необходимо. Получив список литературы на лето, ученики вместе с родителями определялись с темой исследования и проводили практическую часть. После каникул ученики, которые благополучно завершили этот этап, приступили к оформлению своей работы под руководством учителя.
3 класс. Изучение подобранного материала, обобщение, систематизация, оформление.
Оформление своей работы под руководством учителя, выступление в классе, отбор лучших работ. В процессе исследовательской деятельности учащиеся используют следующие методы и приёмы работы: изучение теоретических источников, наблюдение, поисковый эксперимент, описательный, анкетирование, интервьюирование.
3-4 класс. Защита работы. Формы реализации могут быть разнообразными: реферат, публикации, веб-сайт. Защита может происходить в виде конференции, презентации, доклада.
Итогом такой многолетней работы стали исследования, с которыми ученики начальной школы выступили на научно-практических конференциях различного уровня и заняли призовые места.
Таким образом, овладение навыками исследовательской работы в начальной школе, организация поэтапной исследовательской работы в течение нескольких лет, помогает повысить интерес к получению новых знаний у учащихся, повышению мотивации к учёбе и достижению высоких результатов в обучении.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Белянкова Н.М. Исследовательская и проектная деятельность в младших классах. Начальная школа.2009.№9. С.24-28.
Лифанцева Н.И., Гладилина М.И. Смыслы и формы организации проектно-исследовательской деятельности в начальных классах. Начальная школа.2009.№8. С.66-71.
Ляхова Л.В. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся. Начальная школа.2009.№7. С.68-71.
Семёнова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся. Начальная школа.2006.№2. С.45-49.
Смолкина Е.В. Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности в общеобразовательном пространстве. Начальная школа.2007.№2. С.17-18.