Олимпийское образование детей дошкольного возраста в системе спортивного воспитания

Конференция: Современный подход к преподаванию

Автор: Коваль Надежда Олеговна

Организация: МБ ДОУ «Детский сад №84»

Населенный пункт: Кемеровская область, г. Новокузнецк

Олимпийские игры вошли в историю человечества как крупнейшее международное комплексное спортивное мероприятие. Они обладают огромной притягательной силой не только потому, что это единственные в своем роде всемирные спортивные состязания, но и потому, что они представляют прекрасную возможность для установления дружеских связей между спортсменами различных стран  [1, 59].

Олимпийское движение — важная часть культуры человечества, и изучение его истории, несомненно, должно стать частью образования любого культурного человека.

В настоящее время все более широкую поддержку получает мнение о необходимости внедрения олимпийского образования в систему педагогической работы не только со школьниками и студентами, но и с детьми дошкольного возраста [2, 34].

Дошкольное детство - один из драгоценных периодов в жизни человека. Именно в дошкольном возрасте на основе его естественного развития и социализации закладываются основы здоровья человека.

Формирование представлений об олимпизме важная часть не только физического, но и эстетического и нравственного воспитания ребенка. Сложные проблемы патриотического воспитания также могут успешно решаться через формирование у детей чувства сопричастности к борьбе спортсменов своей Родины на мировых аренах. Именно поэтому появилась необходимость разработки рекомендаций по олимпийскому образованию дошкольников, которые опираются на традиционные ритуалы и символы Олимпийских игр, характеризующие лучшие нравственные качества спортсменов: честность, волю к победе, взаимовыручку.

По нашему мнению, олимпийское образование, его формы и методы должны занимать важное место в системе физического воспитания детей дошкольного возраста.

Актуальность исследования обусловлена тем, что для воспитания гармонически развитой личности детям ещё в дошкольном возрасте необходимо формировать представления об олимпийских играх, прививать любовь к физической культуре и спорту. Основное противоречие заключается в том, что, прослеживается очевидная необходимость формирования знаний дошкольников об олимпийских играх, истории развития Олимпиады, но в практике недостаточно уделяется внимания ознакомлению дошкольников с Олимпиадой и историей ее развития.

Цель моей работы: обосновать необходимость олимпийского образования дошкольников в системе физического воспитания.

Задачи исследования:

- дать определение понятия «олимпийское образование»;

- рассмотреть особенности работы по ознакомлению дошкольников с историей развития Олимпиады;

- подобрать формы и методы для ознакомления дошкольников с историей развития Олимпийского движения.

Для ознакомления дошкольников с олимпийским спортом используют такие формы и методы работы как рассказы, стихи, песни, сказки, викторины, загадки, спектакли и театрализованные представления, а также конкурсы рисунков на олимпийскую тематику[3, 15].

Можно выделить два основных направления олимпийского образования как элемента системы спортивного воспитания.

 Первое направление - знакомство детей с олимпийским спортом,  историей древнего и современного олимпийского движения. В качестве примера можно указать программу олимпийского образования дошкольников, которую разработал и апробировал на практике В.И. Усаков [1,61].    Основная цель программы -  это приобщение детей к духовным и материальным ценностям олимпийского движения, как одного из важнейших культурологических феноменов XX столетия. Данная программа начинается с рассказов о сказочных путешествиях в страну древних Олимпийских игр, знакомства с мифологическими и реальными героями Древней Греции - людьми сильными духом и телом, благородными и честными. Как отмечает автор программы, красивые греческие имена - Зевс, Геракл, Аполлон, Артемида, и другие нравятся детям. Они не только хотят быть похожими на них, но начинают играть в этих героев, развивая свое воображение, расширяя кругозор, воспитывая лучшие физические и духовные качества. Детские игры в "войну" заменяются играми "олимпийскими", смысл и назначение которых - объединить людей планеты в мирном спортивном состязании.

Для ознакомления детей с олимпийским движением используется и такая форма, как "олимпийские уроки". Их проводят воспитатели детских садов с приглашением знаменитых спортсменов и тренеров. В зависимости от возраста дошкольников варьируется содержание и методика проведения таких уроков.

Второе направление олимпийского образования детей дошкольного возраста - непосредственное включение детей в занятия олимпийскими видами спорта (такими, например, как плавание, легкая атлетика и др.) и проведение для них Малых олимпийских игр. Эти Игры проводятся администрацией детских садов совместно с родителями дошкольников. Главная особенность этих Игр - использование олимпийской атрибутики (церемонии открытия и закрытия Игр, зажжение олимпийского огня, подъем олимпийского флага и т.д.), а также поощрение соблюдения правил "честной игры". Примером может служить программа "Путешествие в Олимпию", которая разработана С. Филипповой[4, 36]. Основная цель этой программы, опирающейся в основном на мифические персонажи Олимпа и традиционные ритуалы Олимпийских игр, - ознакомление старших дошкольников с первоначальными сведениями об истории олимпийского движения как части общечеловеческой культуры.

Работа по программе предусматривает регламентированные, частично регламентированные и свободные формы занятий. На занятиях воспитатель в доступной и интересной для детей форме излагает основные положения темы, дополняя рассказ демонстрацией рисунков и фотографий.

Программа занятий включает в себя такие темы как: "Олимпийские игры древности" (основание Олимпийских игр; программа и участники Олимпийских игр); "Символика Олимпийских игр " (эмблема, флаг и девиз олимпийского движения; ритуалы Олимпийских игр) и другие.

Занятия в музее или изостудии и музыкальном зале призваны углубить имеющиеся у детей сведения об олимпийском движении, сформировать у детей более полное представление об Олимпийских играх как крупнейшем явлении культурной жизни человечества, отраженном в художественных произведениях. Видеофильмы об истории Олимпийских игр помогают создать у детей представление о масштабе спортивных соревнований, переживаниях участников и болельщиков. На музыкальных занятиях дети разучивают песни о спорте. Их знакомят с музыкой, которая звучит на Олимпийских играх. На основе этого формируется представление о единстве спорта и искусства [5, 26].

В соответствии с программой один раз в год проводится Олимпийская неделя. В рамках этой недели все педагоги, работающие с детьми, проводят занятия по олимпийской тематике. На занятиях по рисованию или в свободное время детям предлагается выполнить рисунки, изображающие соревнования спортсменов на древних или современных Олимпийских играх, церемонию открытия и закрытия, ритуалы. Предварительно педагог напоминает об основных положениях Олимпийских игр, изученных детьми в течение года, выясняет, что запомнилось лучше, предлагает рассказать, почему ребенок выбрал то или иное событие для отображения в рисунке.

Таким образом, можно сделать выводы о том, что олимпийское образование - одно из важнейших средств гармонизации физического развития, укрепления здоровья и ознакомление дошкольников с историей олимпийского движения, как культурного наследия человечества.

Изучение истории олимпийского движения в России должно стать частью образования любого культурного человека. Формирование представлений об олимпизме является  частью не только физического, но и эстетического, патриотического и нравственного воспитания ребёнка. Нами были рассмотрены особенности работы по ознакомлению дошкольников с историей развития Олимпиады. В соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями дошкольников были подобраны формы и методы для их ознакомления с историей развития Олимпийского движения.

Представленные элементы программ по олимпийскому образованию способствуют эффективному формированию знаний об олимпийском движении у дошкольников.

Список литературы:

  1. Усаков В.И. Программа олимпийского воспитания и образования дошкольников / Усаков В.И. // Спорт, духовные ценности, культура. - М., 1997. - Вып. 6. - 74 с.
  2. Давыдова М.А. Спортивные мероприятия для дошкольников, 4-7 лет М.:ВАКО, 2007. -304 с. (Дошкольники, учим, развиваем, воспитываем)
  3. Теория и методика физической культуры дошкольников: Учеб. Пособие для студентов факультета физической культуры. /Под ред. С.О.Филипповой, Г.Н.Пономарева - Спб.: ВВМ , 2004-514с.
  4. Олимпийское образование дошкольников: Методическое пособие/ Авт-сост С.О.Филиппова, Т.В.Волосникова, Н.В. Лебедева и др /Под ред. С.О.Филипповой,- часть 1-Спб,2001, 69 с.

Олимпийское образование дошкольников: Методическое пособие/ Авт-сост С.О.Филиппова, Т.В .Волосникова, Н.В. Лебедева и др /Под ред. С.О.Филипповой,- часть 2- Спб, 2001. 74с.

Опубликовано: 03.02.2016