Возрастные особенности использования игровых педагогических технологий в организации внеурочной деятельности младших школьников

Конференция: Современный подход к преподаванию

Автор: Егорова Ольга Викторовна

Организация: МОУ — Гимназия №2

Населенный пункт: Московская область, г. Клин

Мы вступаем в новую эру воспитания,

целью которой является скорее открытие

нежели обучение.

(Маршалл Маклюэн)

 

         В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии.

Педагогическая технология – это специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения.

 Игровая технология представляет собой целостную систему, охватывающую конкретную часть образовательного процесса. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие личностные качества воспитанников, обеспечивающие эффективность вхождения в социум, их самореализацию в соответствии с интересами и возможностями. Учебная игра обладает такой же структурой, как и всякая учебная деятельность, то есть она включает в себя цель, средства, процесс игры и результат. Творческая атмосфера, свобода от шаблона, возникающие в игре, способствуют раскрепощению творческих резервов человеческой психики, нейтрализуют чувство тревоги, создают ощущение спокойствия, облегчают межличностное общение. Игра вводит ребёнка в жизнь, в общение с окружающими, с природой, способствует приобретению знаний. Особенность игры — подчиняя всё поведение известным условным правилам, она первая учит разумному и сознательному поведению. Она является первой школой мысли для ребёнка.

 По определению, игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением

 В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в ясном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

 В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

 -развлекательную (это основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

 коммуникативную: освоение диалектики общения;

 самореализации в игре как основа человеческой практики;

 игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

  диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознания в процессе игры;

 функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуре личностных показателей;

 межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

 социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Самое распространенное мнение о функции игры как о тренировке навыков «взрослых» действий. Именно об этом пишет А.Н.Леонтьев в работе «Психологические основы дошкольной игры».

«В ходе деятельности ребенка возникает противоречие между бурным развитием у него потребности в действии с предметами, с одной стороны, и развитием осуществляющих это действие операций — с другой. Ребенок хочет сам управлять автомобилем, он сам хочет грести на лодке, но не может осуществить этого действия потому, что он не владеет и не может овладеть теми операциями, которые требуются реальными предметными условиями денного действия… это противоречие… может разрешиться у ребенка только в одном-единственном типе деятельности, а именно в игровой деятельности, в игре...»

В структуру игры как процесса входят:

  роли, взятые на себя играющими;

 игровые действия как средство реализации этих ролей;

 игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

 реальные отношения между играющими;

 сюжет (содержание) – область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Возрастные особенности использования игровых технологий.

Начальная школа. Младшие школьники (6-10 лет) открыты, общительны, жизнерадостны, эмоциональны, подвижны. Они дружелюбны, легко вступают в контакт как со сверстниками, так и со взрослыми. У них быстро меняется настроение, но они, как правило, не помнят долго обид. Дети любят выполнять поручения, даже если совсем не представляют, что от них требуется. Любопытны, проявляют интерес ко всему необычному, незнакомому, очень любознательны. Эти дети нуждаются в постоянной деятельности. Они легко вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую, самостоятельно могут организовывать групповую игру, продолжают игры с предметами, игрушками, появляются и неимитационные игры.  Однако дети этого возраста не могут работать долго и сосредоточенно, однообразная деятельность им быстро надоедает. Они с трудом выполняют задания, которые им не нравятся, и бросают их при первой же возможности. Неудача вызывает потерю интереса к делу. Дети 9-10 лет бурно проявляют эмоции, шумны, любят спорить, боятся поражения, очень чувствительны к критике. Их не увлекают дальние перспективы, неконкретные поручения, отвлеченные беседы. Их интересы неустойчивы, постоянно меняются. К руководству со стороны взрослых они относятся доброжелательно, авторитет взрослых у них достаточно высок. С детьми этого возраста надо говорить на доступном для них языке. Они нуждаются в заботе, ласке, требуют ухода. Их надо многому настойчиво и терпеливо учить, тем более, что они весьма прислушиваются к советам взрослого, педагога. Основной метод работы с ними – игра. Любое мало интересное, непривлекательное дело, «превращенное» в игру, выполняется ими очень охотно. Все формы их внеурочной деятельности должны быть эмоционально окрашены, реальны и конкретны. Игры данного возраста должны быть направлены на снятие тревожности, нивелирование агрессии, развитие саморегуляции, коммуникативных навыков, двигательных качеств, создание эмоционально благоприятной обстановки для формирования ощущения защищённости и поддержки.

Ю.В.Геронимус выделил следующие факторы, способствующие возникновению игрового интереса :

-удовольствие от контактов с партнерами по игре;

-удовольствие от демонстрации партнерам своих возможностей как игрока;

-азарт от ожидания непредвиденных игровых ситуаций и последовательных их разрешений в ходе игры;

-необходимость принимать решения в сложных и часто неопределенных условиях;

-быстрое выяснение последствий принятых решений. Это выяснение, как правило, возможно только в ходе игры, так как последствия зависят… еще и от непредсказуемых действий других игроков;

-удовлетворение от успеха — промежуточного или окончательного;

-если игра ролевая, то удовольствие от процесса перевоплощения в роль.

 

 

Организационно-педагогические условия эффективного использования игровых технологий.

Игровые технологии обладают качественной спецификой, отражающей способы организации деятельности. В процессе игры должны быть реализованы следующие условия:

 заданность игрового сюжета, мотивирующего всех участников на достижение игровых целей;

 обеспеченность включенности каждого, команды в целом и каждого игрока лично;

  возможность достижения выигрыша должна быть у каждого члена команды;

 возможность действия для каждого участника: должны быть проработаны и заложены в игровую оболочку не только мотивы, но и возможность самостоятельного активного действия для каждого игрока, таким образом, чтобы он мог принимать решения, выбирать варианты способов действия имел право отказа от действия и т.д.;

 результат игры должен быть различен в зависимости от усилий играющих; должен быть риск неудачи;

 игровые задания должны быть подобраны так, чтобы их выполнение было связано с определенными сложностями;

 задания должны быть доступны каждому участнику, поэтому необходимо, во-первых, учитывать уровень участников игры; и, во-вторых,задания подбирать с «вилкой» от легких (для отработки учебного навыка) до тех, выполнение которых требует значительных усилий (формирование новых знаний и умений);

 вариативность — в игре не должно быть одного единственно возможного пути достижения цели;

 должны быть заложены разные средства для достижения игровых целей.

 Основные принципы организации игры:

  отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру;

 принцип развития игровой динамики;

 принцип поддержания игровой атмосферы (поддержание реальных чувств детей);

  принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности; для педагогов важен перенос основного смысла игровых действий в реальный жизненный опыт детей;

 принципы перехода от простейших игр к сложным игровым формам; логика перехода от простых игр к сложным связана с постепенным углублением разнообразного содержания игровых заданий и правил - от игрового состояния к игровым ситуациям, от подражания - к игровой инициативе, от локальных игр - к играм-комплексам, от возрастных игр - к безвозрастным, «вечным».

 По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

 обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

 познавательные, воспитательные, развивающие;

 репродуктивные, продуктивные, творческие;

  коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др. (по Г.К.Селевко )

Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО (технические средства обучения), а также с различными средствами передвижения.

По продолжительности различают:

- короткие игры: это предметные, сюжетно-ролевые и иные игры, используемые для развития интереса к учебной деятельности и решения отдельных конкретных задач: усвоение какого-нибудь конкретного правила, отработка навыка и так далее;

- игровые оболочки: это игровые формы организации учебной деятельности, более продолжительные по времени. Чаще всего они ограничены рамками одного занятия, но могут продолжаться и несколько дольше. К ним относится такой прием, как создание единой игровой оболочки, то есть представление урока в виде целостной учебы – игры.

- длительные развивающие игры: игры подобного типа рассчитаны на различные временные промежутки и могут длиться от нескольких дней или недель до нескольких лет. Они ориентированы на далекую идеальную цель и направлены на формирование медленно образующихся психических и личностных качеств учащегося. Особенностью этой группы выступают серьезность и деловитость.

Также выделяют игры с готовыми «жесткими» правилами; игры «вольные», правила которых устанавливаются по ходу игровых действий; игры, которые сочетают и свободную игровую организацию деятельности, и правила, принятые в качестве условия игры и возникающие по ее ходу.

В соответствии с целевыми ориентациями выделяют следующие основные группы педагогических игр:

  дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение знаний, умений, навыков в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимыхв практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков;

 воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности;

  развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.

 социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия

Игра  представляет собой возможность «безнаказанно» творить — в очень многих областях жизни. В области межличностных отношений (классические игры типа «дочки-матери»), в управлении (игры в »города», которые дети населяют вымышленными персонажами), собственно в исполнительском творчестве — вылепить из пластилина, нарисовать, сшить костюм…

 Игровая форма занятий реализуется во внеурочной деятельности при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования обучающихся к различным видам деятельности.

Использование современных инновационных технологий во внеурочной деятельности является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития обучающихся. Внеурочная деятельность позволяет ребенку выбрать область интересов, развить свои способности. Стоит отметить, что для школы внеурочная деятельность обязательна, а ребенок имеет право выбора.

 

Литература:

1. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М., 1998..

2. Кукушин В.С.Теория и методика воспитания.-Ростов н/Д: Феникс, 2006

3. Кудиярбекова Г.К. Игровые технологии в учебном процессе // . – 2007.

- № 4. – С. 35-36.

4. Кунантаева Д. Проблема определения детского игрового пространства // Воспитание школьника. – 2012. - № 6. – С. 21-23.

5. Лепешев Д.В. Игровые технологии воспитания. Детская Академия роста Творческая педагогика. – 2011. - № 1. – С. 72-82; № 2. – С. 86-92

6. http://www.allbest.ru «Игровые технологии в начальной школе»

Опубликовано: 10.02.2016