Применение современных технологий в обучении игре на баяне и аккордеоне(игра под фонограмму)

Конференция: Современный подход к преподаванию

Автор: Перцева Елена Степановна

Организация: МБОУ ДО ЦТР «Октябрьский»

Населенный пункт: Удмуртская республика, г. Ижевск

Процессы реформирования, происходящие в обществе, затрагивают все сферы жизнедеятельности. Наиболее интенсивно они происходят в системе образования. Дополнительное образование является одним из важнейших условий становления и развития детей.

В настоящее время на всех образовательных уровнях происходит обновление учебных планов, программ. Резко изменившиеся условия жизни диктуют новые требования к воспитанию, методикам, к процессу и результатам обучения. Как следствие возникает необходимость в соответствующей времени и учебным запросам методической и учебной литературе, новых формах обучения.

В последнее время возрос интерес к эстрадной, популярной музыке исполняемой на академических инструментах (скрипка, баян, аккордеон, ансамбли различных составов) под фонограмму «-1». Баян и аккордеон раскрылись с новой стороны, о чем свидетельствуют выступления П. Дранги, дуэта «Баян-mix». Это послужило популяризации этих инструментов. Интерес со стороны детей и родителей объясняется также тем, что они приходят в дополнительное образование, чтобы играть «как Дранга».

Перед педагогами стоит задача - как познакомить обучающихся с качественными образцами эстрадной музыки, развивая музыкальный вкус, раскрывая творческий потенциал. Такой репертуар, несомненно, дополняет, расширяет содержание музыкального образования, способствует активизации учебного процесса, а также показывает, что баян и аккордеон не отжившие свой век инструменты, они способны занять свое место в современном звучании музыки и сочетаться с современными стилями и направлениями.

Процесс обучения игре под фонограмму состоит из нескольких этапов. Первый этап – обучение игре в ансамбле (репертуар составляют простые песенки, даже на одной ноте), второй – игра под фонограмму соло (репертуар усложняется). Третий этап заключался в обучении игре под фонограмму унисоном или ансамблем (унисон – сложная, интересная и незаслуженно забытая форма обучения на баяне и аккордеоне, когда несколько инструментов играют одну и ту же мелодию). На каждом этапе важно научить ребенка создавать звуковой музыкальный образ посредством метроритма, динамики, темпа, тембра, гармонии, фактуры.

Приступая к работе над произведением,  нужно определить характер его музыкального содержания, форму, прослушать (при наличии) полностью звучание произведения, затем фонограмму, следя по нотам, отмечая все вступления.

При игре в ансамбле каждый участник может учить свою партию одновременно с партнером и по мере продвижения работать над отдельными частями произведения. Разучивая произведение с фонограммой, нужно уже знать текст, играть в нужном темпе, с динамическими оттенками, штрихами. Опыт показывает, что на начальном этапе работы возможно исполнение партии аккомпанемента педагогом.

Одним из важных компонентов является метроритм. Именно он позволяет играть обучающемуся синхронно с записью. При нарушении метроритма рушится все исполнение. Также метроритм способствует техническому развитию ученика.

В исполнении важен темп. Именно верно выбранный темп способствует точной передаче характера музыки. Ребенок должен четко представлять, в каком темпе он будет играть, попасть в нужный темп, контролировать свою игру, не допуская расхождения с фонограммой.

Наиболее серьезной проблемой в ансамблевой игре, в том числе и в игре под фонограмму, считается синхронность звучания, т.е. точное совпадение во времени сильных и слабых долей такта, всех длительностей участниками ансамбля. Как правило, в коллективе исполнитель первой партии кивком головы показывает начало пьесы, замедления, снятия аккорда, окончание произведения. При игре под фонограмму от обучающегося требуется предельная концентрация внимания, т.к. нужно точно совпадать с записанным сопровождением. Нужно контролировать игру, не допуская расхождения с фонограммой.

Такой вид работы является хорошей формой для домашнего музицирования, ведь всегда можно удивить «живым» исполнением аккордеона или баяна под аккомпанемент целого оркестра, звучащим наиболее ярко, полно, красочно.

Игра под фонограмму доставляет детям истинное удовольствие и приносит неоспоримую пользу, раскрепощает, снимает зажатость, страх публичных выступлений. Любому педагогу важно увлечь маленьких музыкантов, ведь играя под фонограмму, он ощущает себя настоящим артистом, играющим в сопровождении целого коллектива. Такой вид работы, как игра под фонограмму, расширяет творческие возможности, помогает закладывать основы для слухового внимания, развития гармонического слуха, способствует ритмической дисциплине, развивает самостоятельность.

Такой способ исполнения доставляет обучающимся истинное удовольствие и приносит неоспоримую пользу. Он ощущает себя настоящим артистом, играющим в сопровождении целого коллектива.

Литература:

1.Бажилин Р. Учимся играть на аккордеоне. Тетрадь 2. – М., 2006.

2.Новоселов А. Играем с удовольствием. – Омск, 2010.

3.Программа по баяну и аккордеону. Сост. Т. Б. Пономарева. – СПБ, 2006.

Опубликовано: 24.02.2016