Организация родительского клуба «Мозаика» как альтернативная форма социального партнерства родителей и детей ОУ

Конференция: Современный подход к преподаванию

Автор: Мясникова Нина Александровна, Удиванкина Юлия Геннадьевна, Чуракова Татьяна Валентиновна

Организация: ГБОУ СОШ пос. Сургут СП д/с «Петушок»

Населенный пункт: Самарская область, п. Сургут

В данное время происходит переосмысление содержания воспитательной  работы в соответствии с  новыми утвержденными  Федеральными  Государственными Образовательными  Стандартами   дошкольного образования (ФГОС ДО),  которые  учитывают образовательные потребности и особенности детей .

В соответствии с требованиями ФГОС ДО роль родителей в реализации задач образовательных областей Программы возрастает, и работа специалистов детского сада заключается в том, чтобы родители из пассивных наблюдателей стали активными участниками воспитания и обучения своих детей.

Между тем, результаты проведенного анкетирования  свидетельствуют, что почти все родители (86%), понимают важность и необходимость  совместных игр с ребенком, но 78% опрошенных отмечают, что  редко играют со своими детьми.  А если и играют, то как правило, в сюжетно-ролевые или подвижные игры. Так же у 77%  родителей был выявлен низкий интерес к традиционным формам получения помощи специалистов (собрания, консультации, тренинги), что отмечают и воспитатели, и специалисты детского сада.

Данные проблемы и определили необходимость создания организации  родительского клуба «Мозаика» для обмена опытом между родителями, повышения практической психолого-педагогической компетентности  и активности родителей в развитии своих детей. 

Цель работы родительского клуба  – способствовать установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества между педагогами, родителями и детьми.

Задачи:

  • Оказывать консультативно-практическую помощь родителям по проблемам развития познавательно-речевых процессов у дошкольников .
  • Развивать у родителей интерес к совместным играм с детьми; формировать понятие о возможности игры как средства для развития познавательно-речевой  деятельности.  

Организацией работы клуба занимается старший воспитатель и  педагог-психолог. Темы занятий в клубе и формы проведения, родители выбирают сами, через анкетирование и «Книгу предложений». Занятия предусматривают теоретическую и практическую части, общая их продолжительность - 60 мин. По окончанию занятия родители получают разнообразные памятки, методическую литературу, рекомендации.

Каждое занятие состоит из 3 частей: вступление, основная часть и заключение. Во вступлении ведущий сообщает тему занятия, задает вопросы по обсуждаемой теме. Основная часть содержит обсуждение и проигрывание ситуаций по предложенной теме, а в завершении каждого занятия проводится итоговая рефлексия.

Занятия в клубе проводятся в соответствии с учебным планом, и являются дополнением к образовательно-воспитательному процессу детского сада. К проведению привлекаются заинтересованные темой встречи специалисты, а также и воспитанники. Занятия построены таким образом, что в конце встречи родители получают домашнее задание, которое выполняется, в том числе и всей семьей, что также способствует установлению дружеских, позитивных, конструктивных взаимоотношений между родителями и детьми.

Программа рассчитана на 9 месяцев.

Анализ эффективности деятельности клуба осуществляется на всех этапах ее реализации: через сбор данных, анкетирование участников.

На последнем занятии проводится блок диагностических методик, направленных на изучение степени удовлетворенности родителей, и результативности психологo - педагогического просвещения родителей.

 

Ожидаемые результаты и социальный эффект:

  • Повышение у родителей заинтересованности, активности и компетентности в вопросах обучения и психического развития своего ребенка.
  • Повышение эффективности педагогического процесса с детьми  в ОУ.
  • Внедрение инновационной авторской программы, реализующей  обучение детей и родителей.
  • Установление отношений партнерства и сотрудничества между педагогами, родителями и детьми.

Таким образом,  для эффективной социализации ребенка с проблемами развития большое значение имеет характер родительско - детских взаимоотношений. Целенаправленная работа с родителями требует комплексности, систематичности, учета индивидуальных особенностей как детей, так и взрослых, что делает клубную деятельность эффективной формой работы по повышению родительской компетенции в вопросах воспитания детей .

 

Список литературы:

  

  1. Краузе М. П. Дети с нарушениями развития: психологическая помощь родителям: - М.: Академия, 2006.
  2. Каралашвили Е.А.   Медико-психолого-педагогическая служба . – М.: ТЦ Сфера, 2006. 
  3. Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития: пособие для педагогов-психологов / Под. ред. Савиной Е. А., Максименко О. В. – М.: ВЛАДОС, 2008.
  4. Солодянкина О. В. Воспитание ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в семье. – М.: АРКТИ, 2007.

 

 

 

 

 

 

 

 

Опубликовано: 22.03.2016