Разбор музыкального произведения на начальном этапе

Конференция: Современный подход к преподаванию

Автор: Пелешко Тамара Владиславовна

Организация: МУДО «Детская школа №1»

Населенный пункт: Саратовская область, г. Балашов

Цель урока: Формирование целостной модели разбора музыкального произведения.

Задача: Выявление технических трудностей на начальном этапе, определение формы, фактуры, метроритмически важных точек (фразировка), в максимально доступной форме донести информацию учащемуся.

Музыка-это вид искусства. Она обладает способностью отражать действительность в художественных образах.

Учащийся формируется как будущий музыкант в процессе обучения игре на музыкальном инструменте. Основой обучения является работа над художественным произведением. Здесь учащийся приобретает знания, умения, навыки, необходимые для его дальнейшего развития, а главное-умение самостоятельно изучать музыкальное произведение.

Исполнению музыкального произведения на сцене предшествует кропотливый процесс разучивания этого произведения, то есть его разбор.

Разбор любого музыкального произведения происходит в несколько этапов.

 

Этап 1. Первоначальное знакомство с пьесой.

Знакомство с музыкальным произведением происходит обычно во время занятия с педагогом. Разбору нотного текста должна предшествовать краткая беседа педагога с учеником о данном произведении, о стилистических особенностях, его строении пьесы в целом и отдельных её частей, а также об общем художественном содержании произведения. Беседа обычно сопровождается проигрыванием пьесы педагогом от начала до конца с целью показа произведения и отдельных его частей при разборе. Просматриваем из скольких частей состоит пьеса, есть ли повторяющиеся части.

Этап 2. Определение жанра пьесы, тональности.

Смотрим на фамилию автора пьесы, её название.

Часто по названию пьесы мы можем определить музыкальный жанр, к которому относится данная пьеса, определить её характер, настроение. Для того чтобы узнать характер, настроение полезно прослушать произведение в записи.

 

Этап 3. Анализ нотного текста.

Смотрим ключевые знаки, размер, указанный темп, штрихи.

 

Этап 4. Определяем тип фактуры.

Фактура-способ изложения музыкального произведения. Существует несколько типов фактур. Это аккордовая, полифоническая, мелодия и аккомпанемент. В конкретном случае, мы рассматриваем сонатину Т.Хаслингера С-dur. Здесь присутствует неоднородная фактура. Есть одноголосая фактура с элементами полифонии, а также аккордовая фактура. Разбор каждой партии проводим отдельно. Большое внимание уделяется артикуляции.

Этап 5. Аппликатура.

Разбирая музыкальное произведение с учеником педагог должен с первых занятий следить за аппликатурой. Если её нет в нотном тексте, нужно проставить её. В пьесе, особенно подвижного характера, должен быть продуман каждый палец.

Этап 6. Ритм.

Для ритмичного исполнения пьесы нужно обязательно на раннем этапе разучивания проигрывать её со счётом вслух или прохлопывать ритмический рисунок в ладоши.

Этап 7. Мелодия, фразировка, мех.

Мелодия-это то, что мы можем пропеть. Если мы не запоминаем её целиком, мы можем напеть отдельные её мотивы, фразы. В музыкальной речи, как и в словесной, есть фразы и предложения. Несколько звуков образуют мотив-маленькую частицу мелодии. Несколько мотивов составляют фразу, а фразы образуют предложения. На данном этапе продолжаем уделять внимание штриховой составляющей. Основой художественного исполнения является фразировка, то есть правильное и выразительное исполнение музыкального произведения, его части или фразы.

Аппликатура, динамические оттенки, правильное распределение нужных исполнительских средств влияют на характер исполнения музыкальных фраз и их выразительность.

Поэтому очень внимательно и упорно следует работать над фразировкой, которая на аккордеоне связана с техникой владения мехом, так как каждая фраза целиком должна быть уложена на одно определённое движение меха-разжим, сжим.

Разучивать произведение следует в медленном темпе. Это помогает учащемуся лучше слышать голосоведение и следить за различными штрихами и оттенками.

Рекомендуется работать отдельно над наиболее трудными местами произведения. Такой метод занятий способствует лучшему и более быстрому выучиванию музыкального материала. А также отражает от возможности заигрывания пьесы, что часто случается при многократном проигрывании пьесы с начала до конца.

Дальнейшая работа над музыкальным произведением сводится к его детальной, тщательной проработке. Это возможно лишь после того, как учащийся хорошо овладел нотным текстом.

 

Опубликовано: 04.04.2016