Проектно-исследовательская деятельность на уроках музыки

Конференция: Современный подход к преподаванию

Автор: Замалетдинова Венера Исламутдиновна

Организация: ГБОУ «Чистопольская кадетская школа-интернат имени Героя Советского Союза Кузьмина Сергея Евдокимовича»

Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Чистополь

“…Плохой учитель преподносит истину,

хороший учит ее находить”

(Ф.А. Дистервег)

         Стандарты нового поколения — это средство обеспечения стабильности заданного уровня качества образования и его постоянного воспроизводства и развития. Стандарты второго поколения уходят от парадигмы получения только знаний, все понятия ведут к личному развитию ребенка.

        «Учительская профессия - это человековедение, постоянное, никогда не прекращающееся проникновение в сложный духовный мир человека. Замечательная черта - постоянно открывать в детях новое, изумляться новому, видеть человека в процессе его становления - один из тех корней, которые питают призвание к педагогическому труду».

         Работа учителя музыки в условиях современной школы предполагает развитие творческих способностей обучающихся путем поиска эффективных приемов и методов преподавания. Особенно актуальной проблема творчества обучающихся стала в настоящее время – в период модернизации российского образования [1].

         Работая в ГБОУ «Чистопольская кадетская школа-интернат имени Героя Советского Союза Кузьмина С.Е.», где обучаются только мальчики, невольно приходиться задуматься о том, как заинтересовать учеников музыкальным искусством, как уроки музыки вывести на новый уровень.  В своей работе основной задачей считаю формирование положительной мотивации в процессе изучения предмета «Музыка» в условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего перевод учебно-познавательной деятельности школьников на продуктивно-творческий уровень.

         В современных условиях гуманистическая философия образования реализуется с помощью разнообразных технологий, целью которых является не только трансляция знаний, а выявление, развитие, рост творческих интересов и способностей каждого ребенка, стимулирование его самостоятельной продуктивной учебной деятельности. Одной из таких технологий и является проектная методика. Само слово «проект» переводится с латинского как «брошенный вперед». А девизом к проектному методу вполне может служить древняя китайская поговорка: «Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, вовлеки меня - и я научусь» [5].

         Метод проектов зародился во второй половине ХIХ века в сельскохозяйственных школах США, основоположником которой был американский философ-идеалист Джон Дьюи (1859—1952), считавший истинным и ценным то, что полезно людям, что дает практический результат на благо всего общества.

         В 1905 году Станислав Теофилович Шацкий - русский педагог и последователь идей Джона Дьюи пытался использовать проектный метод в преподавании и называл метод проектов, как «подход к обучению, согласно которому ученик в своей работе должен исходить из факта и его восприятия, а наблюдение и эксперимент – обязательная часть процесса обучения» [6].

         Метод проектов хорошо «накладывается» на изучение предметов искусства, так как именно на этих уроках происходит созидание через творчество, и созидание, прежде всего своего внутреннего мира через разнообразные виды художественной деятельности, как способность ребёнка создавать своё, новое, оригинальное, лучшее. Поэтому, ведущую роль должны играть творческие методы обучения.

         Проект на уроке музыка - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый обучающимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

         Главными целями введения метода проектов в практику преподавания музыки являются:

- показать умения отдельного ученика или группы учеников использовать приобретенный в школе исследовательский опыт;

- реализовать свой интерес к предмету исследования, приумножать знания о нем;

- продемонстрировать уровень обученности и знаний в области музыки;

- подняться на более высокую ступень образованности, развития, социальной зрелости [3].

         Программа Е.Д. Критской и Г.П. Сергеевой позволяет использовать проектно - исследовательскую деятельность. Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью, предполагает выражение обучающимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной, учебной и исследовательской деятельности.

        Организуя работу над проектом учителю важно соблюсти несколько условий:

- тематика музыкального проекта должна быть актуальной;

-проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации;

- необходимо вовлечь в работу всех обучающихся класса, предложив каждому задания с учетом уровня его музыкальных компетенций [4].

         Учитывая особенности гендерного физиологического, психологического и духовного развития учащихся «Кадетской школы-интернат» свои уроки я строю так, чтобы обучающиеся были вовлечены в активную деятельность, и любой содержательный материал вызывал не просто созерцательный интерес к предмету, а развивал чувство эмпатии, желание вносить индивидуальное, оригинальное в творческий продукт. Необходимо предложить проблему интересную и значимую.

         Метод проектов на уроках музыки может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, и позволяет школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению.

         Тематика может быть очень разнообразной: творчество композиторов, истории создания произведений или музыкальных инструментов, высказать собственное мнение, создавать собственные сценарии, готовить концерты, газеты музыкальной тематики, рейтинг любимых музыкальных видеоклипов и другие. В проектной методике используется весьма плодотворная идея. Наряду с вербальными средствами выражения, обучающиеся широко используют и другие средства: музыкальное и презентационное сопровождение, рисунки, анкеты, графики и диаграммы, социальные опросы, то есть задания выполняются и оформляются творчески. В данной системе обучения широко стимулируется развитие творческого мышления, воображения. Создаются условия для свободы выражения мысли и осмысления воспринимаемого. Таким образом, развитие коммуникативных навыков надежно подкрепляется многообразием средств, передающих ту или иную информацию [8].

         Подготовить, оформить и представить проект – дело гораздо более долгое, чем выполнение традиционных заданий. С помощью проектной методики на уроке можно достичь сразу нескольких целей: расширить кругозор детей, закрепить изученный материал, создать на уроке атмосферу праздника и пополнить кабинет музыки творческими работами детей.

         Овладение знаниями в области музыки в процессе проектной работы доставляет школьникам истинную радость познания, повышает их уровень культуры. При выполнении проектной работы необходимо дать возможность обучающимся выражать собственные идеи, важно не слишком явно контролировать и регламентировать школьников, желательно поощрять их самостоятельность. Определившись с темой проекта, необходимо составить четкий план его выполнения. Выполнять проект более эффективно группами учащихся, чтобы достичь максимально творческого результата. Некоторые проекты выполняются самостоятельно дома, на некоторые из проектных заданий затрачивается часть урока, на другие - целый урок [7].

         В своей практике работы я действую по следующему алгоритму:

1.Подготовка к проекту.

Предварительно изучаю индивидуальные способности, интересы, жизненный опыт каждого ученика класса, выбираю тему проекта, формулирую проблему, предлагаю обучающимся идею, обсуждаю ее с учениками.

2. Организация участников проекта.

Сначала формирую рабочие группы обучающихся, где перед каждым стоит своя задача. Распределяя обязанности, учитываю склонности учеников к логичным рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы. При формировании группы в их состав включаю учащихся разной успеваемости, различных социальных групп.

3. Выполнение проекта.

В процессе работы обсуждается собранная информация, предлагаются дополнительные познавательные источники, выбираются способы реализации проекта (рисунки, музыкальные спектакли, газеты). Задача учителя – уважительно относится к любой идее, создавать ситуацию «успеха».

4. Презентация проекта.

Оформленный материал надо представить одноклассникам, защитить свой проект. Умение представить и доказать свою точку зрения - один из важных навыков в современном мире.

5. Подведение итогов проектной работы.

Учащимся представляется возможность проанализировать работу сверстников, выбрать наиболее удачные, что-то полезное взять для себя «на заметку». Самоанализ может стать толчком для дальнейшего саморазвития учащегося.

         Начинать проектную деятельность школьников необходимо с простого, чтобы создать комфортную атмосферу для каждого ученика, ведь проект на уроке музыки - это новые знания, общение, деятельность, удовольствие.

         По характеру конечного продукта проектной деятельности, можно выделить следующие виды проектов в области изучения предмета «Музыка»:

1. Ролевые проекты (инсценировка детских песен, разыгрывание фрагментов биографии композиторов).

2. Информативно-исследовательские проекты («Изучение биографии композитора», «Как создавалась опера», «Путешествие в мир музыкальных инструментов»).

3. Сценарные проекты (сценарий внеклассного музыкального мероприятия для школы или отдельного класса, сочинение музыкальной сказки).

4. Творческие проекты (музыкальные спектакли, театрализованные концерты, фестивали).

5. Информационные проекты (музыкальные стенгазеты, материалы для стендов, публичное выступление с сообщением по какой-либо теме).

6. Практико-ориентированные проекты (дидактический материал по какой-либо теме, создание музыкальной игры и её описание) [3].

        Проекты предполагают активизацию обучающихся: они должны сами добывать новые знания, общаться с другими людьми, искать фотографии и рисунки, и даже самостоятельно монтировать музыку и записывать ее. И, наконец, обучающиеся, имеющие разный уровень музыкальной компетенции, могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями. Например, ученик, который обладает недостаточными музыкальными познаниями, может прекрасно владеть компьютером.

         Учитель и ученики идут этим путем вместе, от проекта к проекту. Проект, который выполняют ученики, должен вызывать в них интерес, увлекать их, идти от сердца. Любое действие, выполняемое индивидуально, в группе, при поддержке учителя или других людей, дети должны самостоятельно спланировать, выполнить, проанализировать и оценить [2,192].

           “…дети любят искать, сами находить. В этом их сила”, - писал А.Эйнштейн; а "…творчество – разновидность поисковой активности", утверждал В.С. Ротенберг и что “на ребенка надо смотреть не как на ученика, а как на маленького “искателя истины”, необходимо поддерживать и питать в нем дух неугомонного искания истины, лелеять проснувшуюся жажду знания”,- писал К.Н. Вентцель [6].

        Готовый материал обычно легко и быстро забывается, но если ребенок сам выработает мысль, самостоятельно освоив новое знание, то мысль эта сделается его собственностью.

        Приведу примеры тематики проектов, которые я использую с 5-7 классы:

  1. «Мультипликационный фильм» - предполагает исполнение песни во время показа выполненной детьми презентации (нарисовать или найти картинку - слайд к определенному куплету песни).
  2. «Мой музыкальный инструмент и как его изготовить». Этой работе предшествует исследование свойства предметов для извлечения звуков, подготовка инструкций, как другим ребятам можно сделать такие же инструменты.
  3. «В стране музыкальных загадок» - нацелен на закрепление детьми пройденного материала (музыкальных терминов, фамилий композиторов, названий произведений и музыкальных жанров) в форме музыкальных загадок разных видов (кроссворд, сканворд, шарады, ребус, загадка, стенгазета с музыкальными загадками к предметной неделе).
  4. «Музыкальные инструменты» - предполагает подготовку небольших сообщений об инструментах и выступить в роли экскурсоводов с показом иллюстраций. Другой группе можно предложить выступить в роли музыкантов и исполнить небольшую импровизацию на простейших инструментах (ложки, бубен, свистульки, трещётки).
  5. «Музыкальная сказка» развивает умение сочинять сказки о «волшебной» силе музыки. Ребята пробуют свои силы в виде авторов, художников-оформителей, руководителей проекта.
  6. «Лучший синквейн» способствует активизации словаря, закреплению пройденных понятий.
  7. «Музыка в театре, в кино, на телевидении» - учит создавать попурри из песен известных детских фильмов и мультфильмов с общей тематикой. Ребята задумываются над такими вопросами, как: Что роднит музыку с литературой? Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Что она потеряла бы, если не было ни поэзии, ни прозы? На этом этапе дети учатся работать с различными источниками и выделять самое главное из огромного потока информации. На уроке используя полученные знания, дети находят ответы на проблемные вопросы: Что стало бы с литературой, если б не было музыки? Соперники или друзья музыка и литература? Ответом на эти вопросы может стать проект по теме: «Озвучить литературное произведение».

Проект должен иметь общую тематику и смысл: о дружбе, о доброте, о школе и другие.  На уроке каждая группа представляет свою работу, другие участники выбирают самый удачный, при этом оцениваются содержательность, смысловую последовательность и эмоциональное исполнение.

  1. «Великие даты в произведениях искусства».
  2.  «Ритм в окружающем нас мире».
  3.  «Тембры в музыке и колорит в живописи», «Роль мелодии в музыке и линии в живописи».
  4.   «Мелодией одной звучат печаль и радость…».
  5. «Творчество А. Вивальди», «Творчество М. Глинки и поэта И. Козлова», «Творчество С. Прокофьева», «Творчество А. Бородина».
  6. «Песня-от истоков до современности».
  7.  Фоторепортаж по темам: «Блокада Ленинграда», «Театральные декорации», «История танца», «Природа в разное время суток или разное время года».

       В старших классах по предмету «Искусство» и «Мировая художественная культура» учебный материал охватывает все виды искусства и даёт огромную возможность творить. Темы проектов очень разнообразны:

  1. «О танце в живописи», «О вальсе в литературе», «Пейзаж в литературе, музыке, живописи», «Жанр портрета в культуре разных времён», «Что есть красота».
  2. «Виды храмовой архитектуры».
  3. «Образы фантастики в литературе и кино».
  4. «Историческая архитектура моего города», «Декоративно-прикладное искусство моего края», дизайн-проект «Традиции и современность в облике нашего города», «Реклама в нашем городе», «Магазины: убранство и интерьеры», «Фонари на улицах моего города», «Музыка на городских праздниках».

      5. «Учёные науки и искусство», «Отечественные и зарубежные «короли» танца»», «Художники-передвижники».

      6. «Клубная музыка - истоки и современность», «Мой любимый танец», «Лучший флэш-моб».

      7. «Лучший видеоролик (танца, песни)».

      8. «Афиша», «Музыкальный компакт диск», «Программа концерта авторской песни».

      9. Плакаты по темам: «Моя семья», «Экология души», «Мир моих увлечений».

      10. «Татарский национальный костюм мужчин и женщин», «Национальные праздники», «Музеи и выставки Татарстана».

     11. «Новаторство 20 века», «Синтез стилей в архитектуре Татарстана», «Идеальный образ города Санкт-Петербурга», «Модерн и современный город», «Музыка 20 века», «Классика на мобильных телефонах», «Классика в современной обработке».

     12. Дизайн-проекты: «Город моей мечты», «Вечерний город», «Спортивная площадка», «Спортивная обувь», «Вечерний наряд», «Сквер», «Интерьер актового зала нашей школы», «Посуда и мебель», роспись «Хохлома», «Городец» по теме: «Лесная сказка», «Утро».

         Проект всегда дает возможность ученику учиться самому. Развиваются коммуникативные стратегии, школьники учатся действовать с разных позиций в коллективе. В ходе работы над проектом, как правило, перерабатывается и обобщается большой информационный материал. В проект вовлечены все учащиеся класса, что способствует высокому качеству знания по предмету. Имея возможность делиться с другими людьми своими знаниями в области музыки, своими музыкальными впечатлениями, обучающиеся открывают для себя ценность музыки и как языка общения.

         Я считаю, что уроки музыки с использованием проектно-исследовательской деятельности наиболее интересны, способствуют формированию синестетического восприятия произведений искусства. Нельзя утверждать, что проектная работа поможет решению всех проблем в обучении, но это эффективное средство активизации познавательных и творческих способностей обучающихся. Проект - это реальная возможность для саморазвития и самореализации, так необходимой для воспитания конкурентно способной личности выпускника школы, гибко адаптирующегося в меняющихся жизненных ситуациях, умеющего самостоятельно приобретать необходимые знания, удачно применять их на практике, для решения возникающих проблем.

 

 

Литература:

1. Ерёменкова Т.Ю. Актуальные вопросы введения ФГОС//Справочник заместителя директора школы № 2, 2012.

2. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011-192 с.

3. Бычков В.И. Метод проектов в современной школе. - М., 2000;

4.Intel «Обучение для будущего»: Учебное пособие. – М., 2009.

5. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования М., 2000.

6. Прокопьева Н.И. «Проектное обучение в зарубежной педагогике, к вопросу о становлении и развитии».

7. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.

8. Ястребцева Е.Н. «Как рождается проект: Из опыта внедрения методических и организационно-педагогических нововведений». М., 1995.

Опубликовано: 23.06.2016