Современный урок географии в рамках реализации ФГОС для 7 класса по учебнику Домогацких Е.М., Алексеевского Н.И

Конференция: Современный подход к преподаванию

Автор: Пикос Маргарита Разыховна

Организация: МБОУ «Гимназия №3 ЗМР РТ»

Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Зеленодольск

Введение

Сфера образования, находясь в постоянной динамике, чутко реагирует на изменения внешней среды, адаптируется к ее изменяющимся потребностям, активно влияет на ее состояние. Все это позволяет считать образование ведущим ресурсом современного развития.

В настоящее время в связи с модернизацией школьного образования России разработаны федеральные государственные стандарты второго поколения, которые ориентированы на развитие и формирование универсальных учебных действий, реализацию идей компетентностного подхода, усиление воспитательного потенциала. В настоящее время уже приняты стандарт и примерные программы для основной школы.

Современный этап развития российского общества ставит перед школьным образованием качественно новые цели: динамичность, переход к экономике, основанный на знаниях, усиление требований к креативности мышления, стремительный рост разнообразной информации – формирует в качестве важнейшей школьной образовательной цели обеспечение всех возможностей для того, чтобы выпускник школы успешно разрешал любые задачи, проблемы, которые ставит перед ним жизнь.

На сегодня специалистами отмечается снижение познавательного интереса детей к урокам географии. Большинство обучающихся занимают в учебном процессе пассивную роль, что негативно отражается на качестве образования. Поэтому знания учащихся по предмету неглубокие, познавательный интерес и мотивация достаточно низкие. Многие учащиеся географию считают предметом не столь важным. По результатам анкетирования школьники предмет географию по степени значимости для дальнейшей жизни ставят на одно из последних мест среди школьных дисциплин. И, возможно поэтому мотивация обучения снижается, снижается качество знаний.

Примерно 4,5% от общего числа сдававших ЕГЭ в этом году выбрали географию в качестве дополнительного экзамена.

Значит ли это, что современные школьники нужные знания предпочитают интересным, или школьная география, перейдя в разряд социальных наук, стала скучной?

(Слайд 2) Актуальность темы заключается в том, что сегодня требуются не просто грамотные специалисты, а мыслящие, творческие, подлинно культурно компетентные личности. Поэтому обществу требуются специалисты, умеющие сравнивать; логически мыслить; отстаивать собственные мнения; исправлять свои и чужие ошибки; адекватно выражать свои мысли; владеть богатствами выразительной речи.

Цель: определить, как реализуются на практике требования единства образовательного пространства РФ, преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего; среднего (полного) общего, профессионального образования.

Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующую задачу:

- сформировать, развивать потребность в знании основных особенностей современного урока согласно условиям принятия Федерального Государственного Образовательного Стандарта в разрезе предъявления новых требований к современному образованию, связанных с умением учеников ориентироваться в потоке информации; творчески решать возникающие проблемы; применять на практике полученные знания, умения и навыки.

Поэтому задача учителя - научить творчески мыслить школьников, т. е. вооружить таким важным умением, как уметь учиться. Выдающийся психолог В. В. Давыдов сказал, что «школа должна в первую очередь учить детей мыслить – причем, всех детей, без всякого исключения».

1.Акутальность изучения географии на современном этапе обучения

География - предмет, при освоении которого ведущей является по­знавательная деятельность.

Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве. В этой связи программа содержит рекомендации к структуре национально-регионального компонента по географии своего края, области, района, региона.

Включение этих рекомендаций в примерную программу федерального компонента связано с тем, что изучение «малой» Родины, ее географических особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность учащихся в окружающей среде является необходимым условием изучения географии своей страны в целом.

Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время, формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества.

Основные виды учебных действий ученика - умение составлять характеристику, объяснять, сравнивать, систематизиро­вать, выявлять зависимость, анализировать и т. д.

Таким образом, изучение географии - основной путь дости­жения не только предметных, но и метапредметных результатов обучения. Тем более что специфика географии как учебного предмета, предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъ­емлемой частью учебно - познавательного процесса на любом его этапе - при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и про­верке знаний.

Среди существующих методологических подходов в образовании отвечает этой задаче метапредметное обучение, которое обеспечивает пе­реход от существующей практики дробления знаний на предметы к цело­стному образному восприятию мира, к метадеятельности.

Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей (слайд 3):

• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

2.Соответствие проведения урока географии в рамках реализации ФГОС

Урок по географии в 7 классе соответствует рабочей программе по географии для 7 класса, составленной в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренной совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 и примерной программой основного общего образования. (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263), программы курса географии под руководством Домогацких Е.М. для 6 – 9 классов.

Большое внимание в данной программе обращается на практическое значение знаний, что способствует развитию интереса к предмету, мотивирует учащихся изучать географию не только в мировом масштабе, но и в рамах своей страны, региона. Этому способствует и богатый иллюстративный ряд учебников, основанный на использовании современных технологий.

На уроках должен быть осуществлен личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении географии, использованы инновационные технологии, применены частично-поисковый и исследовательский методы, элементы лекционно-семинарской системы, методика диагностики и мониторинга.

Основной формой обучения в основной школе сегодня по-прежнему остаётся традиционный урок. Особенность ФГОС общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме. Это в свою очередь, приведет к принципиальным изменениям деятельности учителя, реализующего ФГОС. Также изменяются и технологии обучения.

Новый стандарт устанавливает новые требования к результатам освоения учащимися основной школы основной образовательной программы. Они отличаются от тех, которые были представлены в стандарте, принятом в 2004 году. Теперь это не только предметные результаты и общеучебные умения и действия. Помимо предметных, теперь учитель должен обеспечить и новые результаты: личностные и метапредметные (универсальные учебные действия).

В содержательной части произошло усиление комплексного подхода к изучению территории, гуманитарной и экологической составляющих.

В методологической части произошел переход к новым педагогическим технологиям, освоению деятельностного и компетентностного подходов. В числе обязательных источников географической информации теперь присутствуют ресурсы Интернета.

Все эти новации четко прослеживаются в новом ФГОС ООО, а требования нового стандарта нашли отражение в УМК нового поколения. Данные тенденции, несомненно, соответствуют духу времени.

Курс «География России» занимает центральное место в географическом образовании в школе. Содержание курса полностью соответствует образовательному стандарту в области географии и концепции географического образования в основной школе и опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 7 классах.

С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает курс географического образования в основной школе.

Все это определяет особую роль курса: помимо раскрытия основных знаний, формирования географических умений и навыков, он влияет на мировоззрение учащихся, имеет огромное воспитательное значение.

В примерной программе по географии в свете требований стандартов второго поколения справедливо отмечается, что в системе основного образования география – единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарного научного знания. А это позволит формировать у школьников комплексное представление об окружающем мире и умения безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

3.Отличительные особенности современного урока географии

Основные цели современной системы образования - интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого мышления, умения работать с информацией. Особенностью этой информации является то, что учащийся получает её не в виде уже готовой системы от педагога, а в процессе собственной активности. В подобных ситуациях школьник приобретает способности, позволяющие преобразовать в знание то, что изначально составляло проблему или препятствие.

Современный урок должен быть построен на предоставлении учащимся возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания фактов, законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт.

Проблема урока в школе всегда актуальна.   Перед учителем географии эта проблема стоит особенно остро, так как на каждом уроке изучается новый материал, практически нет дополнительных уроков на закрепление, повторение. И как провести урок успешно, заинтересовать ученика, развить познавательные способности, привить поисковую и исследовательскую деятельность?

Сегодня имеется достаточно литературы с методическими рекомендациями, содержащими теоретические основы современного урока географии – особенности процесса целеполагания, выбора методов и форм, характеристик отдельных этапов урока.

Урок в современной школе должен отвечать требованиям:

1. Использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса.

2. Обеспечение условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей.

3. Установление межпредметных и внутрипредметных связей, опора на достигнутый уровень развития учащихся.

4. Мотивация и активизация всех сфер личности. 
5. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.

6. Эффективное использование средств обучения.

7. Связи с жизнью, личным опытом учащихся, производственной деятельностью.

8. Формирование умений учиться, потребности постоянно пополнять объем знаний.

9. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого урока.

Учитель на уроке это и артист, и психолог, прежде всего навигатор в получении знаний. Невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без активизации познавательной деятельности, внимания учащихся, формирования и развития устойчивого интереса к изучаемому материалу.

География – это предмет, позволяющий учащимся не только узнавать окружающий мир, но и развивать свой творческий потенциал – внутренние возможности. У каждого ребенка есть способности и таланты.

Задача учителя – руководить деятельностью детей, чтобы они могли проявлять свои дарования.  Методические возможности школьного курса   безграничны, насколько сложен этот учебный предмет, настолько и разнообразен. В работе каждого педагога складывается определенная система, стиль – техника работы.

В современной школе обучающиеся сталкиваются с огромным, постоянно увеличивающимся потоком информации. Традиционные методы работы, используемые учителем, уже не позволяют результативно скоординировать работу с классом, решить проблему развития творческого потенциала личности, противоречия между стремлением обучающихся к самостоятельности и неумением ориентироваться в информационном потоке.

География обладает большими возможностями для привлечения внимания школьников к необычным фактам, процессам. Она широко использует аналогии, ассоциации, все то, что возбуждает активное мышление, вызывает чувство нового, интерес к нему, радость удовлетворения любознательности и, как итог, развитие познавательного интереса.

Разнообразное содержание позволяет на уроках использовать различные методы и методические приемы обучения и воспитания. Широкий спектр методов и приемов, их сочетание, учитывающее содержание учебного материала, уровень подготовленности класса, наличие необходимых средств обучения, эмоционально-психологическую атмосферу конкретного класса способствует развитию познавательного интереса.

Проведение урока географии невозможно без широкого набора средств обучения.

Использование информационно- компьютерных технологий (ИКТ) в образовательном процессе помогает решить данные проблему (слайд 4). Учитель имеет уникальную возможность сделать урок более интересным, наглядным и динамичным. В современном мире расширяется сфера применения информационных образовательных технологий, интенсифицируют общее развитие школьника, его творческие способности, обеспечивают условия для самообразования и освоения новых видов деятельности, что в свою очередь, способствует самовыражению и самореализации.

Безусловно, каждому образованному человеку сегодня уже недостаточно книг и учебников, ему необходимы - компьютерная грамотность и опыт практического использования компьютеров.

Внедрение в учебный процесс компьютеров позволяет оптимизировать труд учителя и повысить эффективность обучения. Важным моментом использования ИКТ является возможность осуществления на уроках индивидуального и дифференцированного подхода.

При этом каждый ученик может работать в индивидуальном ритме, выполнять задания выбранного уровня сложности и видеть результат своих действий. Но следует учитывать, что и компьютер, и программы должны быть органично взаимосвязаны с другими составляющими процесса обучения: целями, содержанием, формами, методами обучения, деятельностью учителя и учащегося.

Современные дети все меньше обращаются за информацией к книгам, а стараются ее получить из компьютера. Они свободно разбираются в программах, выполняют различные операции, с удовольствием проводят с ним свое свободное время. Хочется, чтобы это время прошло с пользой.

Просматривая различные источники информации, ученики также учатся сортировать ее по типам, стилистике. К примеру, если пишется реферат по географии, а ученик нашел материал, написанный в разговорном стиле, то он если и не поймет это, то, по крайней мере, интуитивно почувствует и постарается переписать найденное официальным языком. Так, во время написания реферата постепенно ученики учатся различать по лексике, сложности предложений, наличию или отсутствию сленга и терминов, к какому стилю принадлежит текст.

Педагоги, родители и школьники в полной мере осознают преимущества, которые несет в себе развитие и распространение информационных компьютерных технологий.

Для развития связной устной речи, детям предлагается составить рассказ с опорой на заранее составленный план. Если учащийся затруднялся в выполнении этого задания, учитель постепенно подводил его к правильному ответу.

На уроке должна постоянно проводиться работа с картой на интерактивной доске, которая направлена на развитие высших психических функций и в основном процессов мышления, таких как анализ и синтез (слайд 5).

Работа на интерактивной доске также способствует развитию у учащихся мелкой моторики.

Поэтому использование на уроках ИКТ, а в особенности мультимедийных возможностей компьютера позволяет в начале изучения географии как дисциплины развивать интерес к предмету, способствует наглядному представлению изучаемых явлений и помогает продуктивно и быстро проводить контроль знаний и умений учащихся. Но такие уроки не заменяют учителя, а, наоборот делают общение с учеником более наглядным, содержательным, индивидуальным и деятельным.

Так, например, по программе Е.М.Домогацких разработаны в тестовой оболочке easyQuizzy мультимедийные тесты по географии для 7 класса по разделам, которые могут с успехом использоваться при первичном закреплении изученного материала, а также на этапах текущего и итогового контроля знаний (слайд 6):

- "Мировой океан - синяя бездна". Тесты составлены по темам "Движение вод Мирового океана", "Мировой океан и его части" и "Органический мир океанов"

- Антарктида - холодное сердце". Тесты составлены по темам "Географическое положение и история исследования Антарктиды" и "Особенности природы Антарктиды"

- "Атмосфера - воздушный океан". Тесты составлены по темам "Пояса планеты", "Воздушные массы и климатические пояса", "Климатообразующие факторы",

- «Литосфера – подвижная твердь». Тесты составлены по темам "Геологическое время", "Строение земной коры", "Литосферные плиты", "Платформы и равнины", "Складчатые пояса и горы"

- «Мировая суша». Включают в себя 3 варианта по теме "Суша в океане".

Решение тестового задания происходит путем выбора правильных ответов из предлагаемого меню. Число вариантов ответов в разных заданиях варьируется от трех до пяти. Все тестовые задания проранжированы по двум уровням сложности. Во всех заданиях 1-го уровня сложности имеется только один правильный вариант ответа. Для некоторых заданий 2-го уровня сложности полный ответ может включать в себя одновременно несколько вариантов. Задание считается выполненным только при указании всех вариантов ответа.

Помимо мультимедийных разработок на сегодняшний день уже могут быть активно использованы интерактивные тесты к урокам:

- Интерактивный тест к уроку географии "Итог темы "Евразия"

- Интерактивный тест к уроку географии "Итог темы "Северная Америка"

- Интерактивный тест к уроку географии "Итог темы "Австралия, Антарктида""

- "Итог темы "Южная Америка"

- "Итог темы "Африка"

Интерактивный тест - вид тестирования, которое проводится онлайн в момент подключения компьютера к глобальной сети Интернет. Тесты выполнен на основе программы MS Excel 2007. Предназначены для проверки знаний по географии учащихся 7 класса по выше перечисленным темам в рамках реализации ФГОС по программе Е.М.Домогацких. Тест содержит 10 вопросов.

Использование компьютерной технологии на уроках географии имеет ряд преимуществ:

- экономия времени,

- возможность многосторонней и комплексной проверки знаний учащихся,

- повышение мотивации обучения, усиление интереса учащихся к урокам,

- работая на компьютере, каждый учащийся выбирает свой темп работы; одни учащиеся понимают нас с полуслова, а другим требуется повторять одно и тоже несколько раз. Диалог ученика с машиной происходит индивидуально.

Неотъемлемой частью успешной разработки современного урока является умение анализировать свою деятельность и учащихся (слайд 7).

Психолого-педагогической теорией разработаны многочисленные схемы анализа урока, построенные на разных основаниях. Современный урок, в том числе с применением информационно-коммуникационных технологий, - это далеко не однообразная и единая структурно-содержательная схема.

Для выбора схемы анализа такого урока необходимо учитывать современные критерии качества образованности учащихся, владеть умениями отбора и перестройки содержания изучаемых знаний, моделирования и конструирования условий и средств, поддерживающих и развивающих личностные структуры сознания учащихся, как основу их личностной самоорганизации.

Самое главное - урок рассматривается сегодня не только как деятельность учителя, т.е. как форма обучения, но и как деятельность ученика, т.е. как форма учения.

Анализ любого урока представляет собой комплексный подход, в котором психологический, педагогический, содержательный, методический и предметный аспекты тесно взаимосвязаны.

Сам по себе анализ урока как процесс осознания и самопознания формирует у учителя аналитические способности, развивает интерес и определяет необходимость изучения проблем обучения и воспитания. Умение проводить наблюдения за сложными педагогическими явлениями, анализировать их, обобщать и делать научно обоснованные выводы, служит действенным средством совершенствования профессионально-педагогического мастерства.

При анализе урока нужно, прежде всего, решить, целесообразно ли применение компьютерной техники на данном уроке. Во многом это зависит от выбранной педагогом методики, поэтому необходимо, в первую очередь, оценить обоснованность и правильность отбора методов, приемов, средств обучения, их соответствия содержанию учебного материала, поставленным целям урока, учебным возможностям класса, соответствие методического аппарата урока каждому его этапу и задачам активизации учащихся. Компьютер не должен применяться на уроке ради формы.

Работа и поведение учащихся на уроке также являются важными составляющими комплексного анализа урока с применением ИКТ. При оценке необходимо определить, как использование компьютерной техники отражается на активности учащихся, их работоспособности на различных этапах урока, как реализуется самостоятельная деятельность, возникает ли возможность реализации личностно-ориентированного подхода в обучении.

Особое внимание на уроке с применением компьютерной техники должно уделяться здоровье сберегающим технологиям. При анализе необходимо учитывать соблюдение как технических, санитарно-гигиенических, так и эргономических требований к уроку. Проведение физкультминуток, зарядки для глаз на таких уроках обязательны.

Влияние использования ИКТ на результативность обучения непосредственно связано с оценкой степени обучающего (чему и в какой степени научились), воспитательного (что и в какой степени способствовало воспитанию учащихся в ходе урока), развивающего (что и в какой степени способствовало их развитию) воздействий проведенного урока. Необходимо проанализировать и то, как использование техники способствовало эффективному закреплению материала и оперативному контролю знаний учащихся и, как следствие, повышению качества обучения.

В учебной деятельности должны пребывать учащиеся, а не педагог, они осваивают предметные, надпредметные умения и навыки. Функция учителя состоит в организации такого образовательного процесса, который максимально эффективно снимает затруднения учеников в их учебной деятельности. Делает он это, выбирая адекватно способы и средства обучения: технологии, программы, учебники и др.

Так же следует уделять внимание учебно-исследовательским проек­там учащихся, проблемным, твор­ческим заданиям, где наиболее пол­но могут быть реализованы информационные, коммуникативные, самообразовательные, социальные компетентности.

При выполнении любого вида заданий учащиеся пос­тоянно работают с картами атласа.

Используя поисково-исследова­тельский метод на уроках, учащиеся выполняют задания на составление характеристик по типовым планам и на сравнение географических признаков и объектов материков и стран с использованием карт, и атласов, контурных карт; поиск причинно-следственных связей между природным богатством стран и хозяйственной деятельностью населения; сравнение традиционно хозяйственной деятельности населения стран или регионов стран (слайд 8). Данное знание учащиеся выполняют группами или парами.

Часто на уроках можно прибегать к методу моделирования. При рас­смотрении климата и природных зон Северной Америки, например, можно расположить материк Северной Америки на широте Южной Америки, изменить положение север-юг и смоделировать изменения и сравнить их с современным положением. Смоделировать, как изменится климат Северной Америки, Евразии, если замедлится скорость течения Гольфстрим. Результатом могут быть модели, выполненные на контурной карте, на шаблонах, в виде описаний, отчетов.

Научные знания о географиче­ских объектах постоянно обновляются, растет объем информации, что порождает проблему оптимизации процесса работы с информацией на уроке.

Создание учебных ситуаций и организация микро­исследований на уроках географии позволяют, с одной стороны, успешно решать проблему осмысления ин­формации, с другой - обеспечивают развитие лично­сти учащихся, способности к творческому выполнению актуальных видов деятельности.

Игровые формы обучения получили в последнее время широкое применение на уроках географии (слайд 9). Использование игр в обучении географии решает множество задач. Они развивают познавательный интерес к предмету, активизируют учебную деятельность учащихся на уроках, способствуют становлению творческой личности ученика, так как многие из игр часто предполагают проблемный характер обучения, ибо есть исходный вопрос, на который надо дать ответ, а пути решения не ясны.

Многие из игр дают возможности для взаимообучения, так как предполагают групповые формы работы и совещательный процесс. Игры дают возможность учащимся, с одной стороны, проверить и закрепить свои знания, а с другой – приобрести новые, углубленно изучать карту. Материал для некоторых настольных географических игр (ребусы, шарады, кроссворды, геолото, геодомино) поручаю приготовить самим ребятам.   Игровые моменты возможно использовать на разных этапах урока.

Основное отличие современного урока от обычного – не шаблонность, вне шаблонности, в какой-то степени неформальность. В современном уроке нет жестких требований к тому, как конкретно нужно проводить урок, современный урок – более творческий, раскрепощенный, требующий от всех участников непосредственного вовлечения и приводящий к возникновению эмоционального отношения к предмету изучении, к участникам урока, его действующим лицам.

Часто современный урок отличает и то, что педагог не декларирует ясно учебные цели урока, они как бы скрыты, и становятся понятны детям только после проведения урока. На таком уроке могут не выставляться оценки в обычном их понимании.

Польза таких уроков очевидна: они помогают избавиться от ярлыков на учащихся, т.к. каждый ученик оказывается в нестандартной ситуации и может проявить себя с неизвестной стороны; способствуют повышению интереса учащихся к географии; развивают мышление, логику, учат детей рассуждать, принимать решения и отвечать за собственные поступки; помогают детям найти контакт друг с другом, учат работать в команде, являются хорошей профилактикой конфликтов между детьми (хотя и на уроке могут случаться конфликты), нестандартные уроки учат общаться.

Как пример современного урока географии в рамках реализации ФГОС для 7 класса по программе Домогадских можно предложить следующее:

Урок-диспут. Инициированный педагогом спор на общественно значимую и неоднозначную тему. Дети высказывают разные точки зрения по заявленной теме, необязательно выступать со своей личной точкой зрения, детям может быть намеренно дана точка зрения, с которой они не согласны, но в рамках урока они должны защищать ее.

Деловая игра. На уроке воспроизводится жизненная ситуация или проблема, и в рамках урока происходит ее «обыгрывание» и решение.

Урок-конференция. Такой тип урока наиболее востребован. Детям заранее сообщается тема конференции, класс делится на группы, каждая из которых получает тему для подготовки доклада.

Урок-встреча. На урок приглашается третье лицо (ученый, путешественник, военный, иностранец и т.д.).

Интегрированный урок. Уроки, проводимые сразу по двум и более предметам, часто двумя педагогами (например, география и биология – чем неожиданные сочетание, тем интереснее). Задача интегрированного урока – показать связь между различными предметами, между предметом и реальной жизнью.

В качестве примера можно привести краткий конспект урока географии, на котором происходит формирование научного представления о вулкане.

Урок начинается с прочтения учителем литературного отрывка из произведения Ж. Верна: «Огнедышащая гора извергалась фонтаном: камни и раскаленные добела обломки скал летели вверх, казалось, что она ритмически сотрясалась, и это напоминало дыхание гиганта. Огненные змеи извивались среди дымящих скал… Сотни огненных ручьев сливались в полыхающую реку, которая с шипением извивалась в кипучую пучину».

Затем дети рассматривают и обсуждают иллюстрации разных типов вулканов. В ходе обсуждения актуализируется социальный опыт, знания учащихся (такие понятия, как жерло, лава, пепел известны большинству учащихся). Результатом обсуждения является схематический рисунок внутреннего строения вулкана, зафиксированный на доске и в тетрадях учащихся.

Следующий этап: эмоциональный рассказ учителя об извержении вулкана Везувий. В рассказ вплетаются отрывки из воспоминаний Плиния Младшего, демонстрируется и совместно с детьми обсуждается репродукция картины К. Брюллова «Последний день Помпеи», учитель декламирует стихотворение А.С. Пушкина «…Везувий». Созданию особого эмоционального фона урока способствует демонстрация опыта учителем, позволяющего увидеть в миниатюре извержение и образование вулкана.

Далее возможна работа с различными средствами обучения: текстом учебника (классификация вулканов) и географической картой (географическая номенклатура).

Итогом урока является самостоятельная работа учащихся по формулировке определения «вулкан».

Урок-игра. Урок, на котором дети играют, например, в аналоги телевизионных игр «Своя игра», «Кто хочет стать миллионером» (отличником), «Что? Где? Когда?» и другие. Такие уроки отлично подходят для закрепления и обобщения знаний по предмету, как начальные или заключительные уроки в начале или в конце четверти.

Урок-исследование. Отличие данного урока в том, что входе решения поставленной проблемы в классе выдвигается гипотеза, а дальнейшие действия сводятся к алгоритму. В результате работы дети должны сформулировать выводы, интерпретировать результат своей деятельности.

Одним из важных компонентов, направленных на формирование познавательного интереса является выбор средств и форм обучения.

Сложные научные понятия, географические явления осваиваются детьми гораздо более эффективно в случаях, когда они, помимо словесной формы, преподносятся и в графическом виде. Я остановлюсь на одном из видов графического изображения материала: рисунке.

В учебном процессе используются рисунки и схемы, выполненные как учителем, так и учащимися.

Например, содержание темы «Климат» в 7 классе сложно для объяснения учителем и понимания детьми. Поэтому возможна разработка и применение на уроках ряда схем, позволяющих не только решить эти проблемы, но и сформировать у учащихся интерес к данной теме.

На начальных этапах школьники познают основные принципы географического рисунка, а затем создают их сами.

Несмотря на строгие требования, предъявляемые к географическому рисунку (четкая цветовая гамма, линии обозначения и т.д.) в некоторых случаях можно позволить детям творить, импровизировать, результатом чего является чрезвычайно интересная информация, которую, учитель может использовать с целью получения сведений о психологических качествах детей. В рисунках обнаруживаются общие, свойственные всем детям одного возраста черты, и личные черты авторов, отражающие темперамент, индивидуальные особенности и т.д.

Например, изучение каждого материка в 7 классе можно начать с рисунка «Как я представляю материк» (слайд 10). Ребенок на территории Евразии может нарисовать оскаленных волков или пушистых белок, зайцев, куниц. Рисунок может быть светлым, насыщенным цветами или зачерненным; располагаться на всем листе или в уголке, быть нарисованным четкими линиями или штриховкой.

На занятии учащиеся были очень сосредоточены, внимательно слушали инструкции к заданиям и охотно принимали участие в их выполнении. Занятие проходило в спокойной, рабочей обстановке, ребята были дисциплинированы. Учитель индивидуально может подходить к каждому ученику и оценивать работу учащихся после каждого задания.

Проанализировав все положения рисунка, возможно создание психологического портрета учащегося.

Как показывает анализ образовательной практики, использование рисунка является мощным фактором формирования познавательного интереса детей поскольку, являясь актуальной деятельностью детства, активизирует самостоятельность, делает работу интересной и увлекательной.

Кроме того, создание учебного рисунка предполагает обращение к дополнительным источникам знаний, привлечение сведений, полученных на других уроках и т.д., что, в конечном итоге, так же способствует формированию познавательного интереса.

Современный урок имеет своей целью не развлечение, а обучение с интересом.

В зависимости от планируемых целей отдельные формы уроков могут быть отнесены к различным типам. При этом поиск новых средств обучения (ИКТ), наиболее адекватных современной педагогической ситуации, повышает интерес к нестандартным формам уроков, в том числе уроки-игры, уроки деловые игры, повторительно-обощающие уроки с применением методов к. с. о., а также включение учащихся в проектно-исследовательскую деятельность.

Классификация уроков позволяет определить их место в реализуемой учителем системе и более обоснованно планировать процесс обучения

Воспитательный характер современного урока отличает состав содержания, которое выносится на урок, включает не только современные географические знания, но и оценочные, методологические знания, которые обеспечивают усвоение учащимися способов деятельности и получения знаний. Выбор адекватных изучаемому содержанию методов и средств обучения позволяет таким образом организовать познавательную деятельность школьников на уроке, что запланированные результаты обучения будут успешно достигнуты на уроке.

Применение новых форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся способствуют развитию интереса к обучению в целом и к предмету география в частности. При этом объективная оценка результатов деятельности школьников на уроке в системе рейтинговой оценки формируется на основе использования информационных ресурсов и ИКТ.

Современный урок предполагает создание доброжелательной деловой атмосферы, обеспечивающей творческое сотрудничество на уровне учитель- ученик, ученик - ученик, ученик – учитель и формирование у школьников навыков самостоятельной поисково- познавательной работы посредством проектной деятельности в режиме развития по индивидуальной образовательной траектории.

Эффективность современного урока зависит от четкого определения цели каждого урока, в соответствии с его местом в системе уроков по теме и курсу в целом, т.е. рациональное планирование основывается на системном методологическом подходе к построению каждого урока во взаимосвязи с другими учебными занятиями.

Также эффективность зависит от построения оптимального взаимодействия между основными элементами урока, т. е. при модернизации урока учитель проявляет своё методическое мастерство в умении в логической последовательности выстроить основные этапы учебно-познавательной деятельности учащихся, раскрывая развивающий характер каждого элемента урока.

Далее, выбор соответственно целям и содержанию инновационных методов обучения и применение информационных ресурсов, ИКТ, способствующих развитию критического мышления школьников, основываясь на технологическом подходе к воспитательно-образовательному процессу в целом.

Таким образом, при подготовке к уроку, главное помнить о том, что любой урок обладает большим воспитательным потенциалом, при проведении его главным действующим лицом – с учетом форм организации и используемых методов – остаётся учитель, от уровня педагогической подготовки которого зависит качество обучения.

Неотъемлемой частью успешной разработки современного урока является умение анализировать свою деятельность и учащихся.

Психолого-педагогической теорией разработаны многочисленные схемы анализа урока, построенные на разных основаниях. Современный урок, в том числе с применением информационно-коммуникационных технологий, - это далеко не однообразная и единая структурно-содержательная схема. Для выбора схемы анализа такого урока необходимо учитывать современные критерии качества образованности учащихся, владеть умениями отбора и перестройки содержания изучаемых знаний, моделирования и конструирования условий и средств, поддерживающих и развивающих личностные структуры сознания учащихся, как основу их личностной самоорганизации.

Самое главное - урок рассматривается сегодня не только как деятельность учителя, т.е. как форма обучения, но и как деятельность ученика, т.е. как форма учения.

Заключение

(Слайд 11). Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования обладают рядом существенных отличий от государственного образовательного стандарта, которые должны быть отражены учителем в процессе проектирования образовательной деятельности, начиная с уровня рабочей программы учебного предмета и заканчивая уровнем конкретного урока.

В вопросе о том, каким быть современному уроку следует видеть не столько форму работы, организацию познавательной деятельности (хотя это, бесспорно, важно), сколько содержательный компонент, позволяющий осуществлять обучение на современном уровне требований к качеству образования. И если обеспечиваются обучение и воспитание обучающихся, если это позволяет развивать личность школьника, то все формы могут иметь место.

В современном уроке есть черты, обусловленные временем. Это уже никак не озвучивание некой учебной информации, но такое творческое взаимодействие ученика и учителя, которое обеспечивает образование на уровне компетентностном, позволяет каждому проявить и познавать самого себя. В его организации сказывается уровень дидактической культуры, культуры отношений.

В заключении следует сказать, что современные информационные технологии требуют формирования интеллектуальных умений, обучения способам и приемам рациональной умственной деятельности, позволяющей эффективно использовать обширную информацию, которая все более доступна.

Несомненно, ученик должен обладать умениями получать информацию из различных источников, обрабатывать ее с помощью логических операций и применять в реальных ситуациях.

Таким образом современный урок географии, сохраняя присущие ему традиционные признаки, в то же время должен рассматриваться не только как вариативная, но и как постоянно развивающая форма. Поэтому задача учителя - научить творчески мыслить школьников, т. е. вооружить таким важным умением, как уметь учиться.

Используемая литература:

1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897

2. Козлов В.В. Кондаков А.А. Фундаментальное ядро содержания общего образования.  – М.: Просвещение, 2011. – 59с.

3. Асмолов А.Г. Бурменская Г.В. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011. – 159с.

4. Е.М. Гаджиева, Н.В. Яковлева, Л.В. Бударникова. География 6-11 классы: рабочие программы по учебникам Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевкого. Базовый уровень. Волгоград: Учитель, 2011-145с.

5. Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевкий. География 7 класс, 1-2 части. 2 изд. М: ООО «Русское слово-учебник», 2014-296с.

  • prezentatsiya-sovr-urok-ge.. 3,0 МБ
  • Опубликовано: 08.08.2016