Урок – сказка как форма педагогического воздействия

Конференция: Современный подход к преподаванию

Автор: Кудрявцева Лидия Юрьевна

Организация: МБОУ ДО «ДМШ № 23»

Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Казань

Учитель – человек, который может делать

 трудные вещи легкими Р. Эмерсон

Развитие интереса к учебе, желания познавать новое, расширение кругозора ученика, реализация творческого потенциала ребенка – важнейшие задачи, стоящие перед педагогом. Обучение в музыкальной школе дает ребенку возможность соприкоснуться с миром искусства, но подчас на пути к освоению всех тонкостей игры на музыкальном инструменте перед юным учеником возникают различные трудности. Обилие новых малопонятных терминов, сложность в воспроизведении нотного текста, многократные повторения одних и тех же мелодий для заучивания – все это становится причиной угасания интереса к музицированию. Перед учителем стоит непростая задача: сделать урок фортепиано не просто монотонным повторением звуков, а яркой, запоминающейся встречей ребенка с искусством.

В основе обучения лежит система базовых приемов и понятий, освоив которые ученик сможет планомерно двигаться вперед. Этому способствует грамотно выстроенная подача материала, от простого к сложному. Важно учитывать, что детская память не способна долго удерживать сведения, поэтому доступность и образность в изложении нового материала – необходимые условия для результативной и продуктивной работы.

Уроки фортепиано насыщены музыкальными терминами, которые чаще всего произносятся на итальянском языке или записываются в нотном тексте при помощи специальных обозначений. Так же стоит отметить, что пробелы в знаниях по сольфеджио, к сожалению, приходится преодолевать на уроках фортепиано, поэтому теоретическая часть часто занимает больше времени, чем практическая. На начинающего музыканта буквально наваливается череда малопонятных слов и выражений, нотный текст изобилует новыми символами, автоматизации в движениях пальцев пока нет. Всё это представляет немалую трудность для ребенка и подчас является причиной, по которой теряется интерес к музыке. Как избежать механического заучивания правил? Как не «заблудиться» среди иностранных терминов и непривычных обозначений? Когда же, наконец, настанет момент творчества? 

На мой взгляд, облегчить задачу ученику поможет урок – сказка. Являясь отличной базой для развития фантазии и воображения, вызывая живой интерес у ребенка, урок – сказка нацелен на то, чтобы в игровой форме донести до ученика необходимые знания. Благодаря нестандартной форме урока, учитель может с легкостью сделать все музыкальные термины героями истории, тем самым приближая свою терминологию к возрасту ученика, говорить с ребенком на простом, понятном ему языке о сложных вещах, что, несомненно, придает уроку характер непринужденности.

Наверное, первым условием для дружественных, открытых отношений между преподавателем и учеником является общение. При проведении индивидуальных занятий очень важно найти подход к каждому ученику, учитывая особенности его личности. Доброжелательная атмосфера в классе – залог успеха педагога. Нередко бывает, что в начале обучения дети стесняются, боятся ответить на вопрос неправильно, чувствуют себя некомфортно. Урок – сказка помогает преодолеть скованность, раскрепощает ученика, способствует быстрой адаптации ребенка. Так же такая форма занятия подходит и для излишне активных детей, потому что занимает их воображение, увлекает и помогает настроиться на дальнейшее занятие. Педагог может ненавязчиво, иносказательно озвучить некую проблему (например, плохое поведение на уроке) и, не переходя на личность, обсудить такую ситуацию с ребенком.

Для повторения ранее освоенного материала педагог может предложить ученику самому сочинить сказку по темам предыдущих уроков. Такой вид работы поможет ребенку сконцентрироваться на тематике занятий, более детально обдумать пройденный материал, запомнить различные теоретические понятия, что, безусловно, будет способствовать более осознанному и систематическому запоминанию.

Не менее важен и наглядный материал для урока – сказки. Опираясь на свой опыт, творческую интуицию и вкус, педагог может ввести в занятия различные иллюстрации и поделки.

Следует учитывать, что урок – сказка не должен превращаться в развлечение, лишенное педагогической цели, поэтому педагог должен ответственно подходить к содержанию самой сказки и её объему. Считаю, что наиболее целесообразным является 3-4 минутная история по теме урока, которая включает в себя как новый материал, так и закрепление уже пройденного.  Её можно использовать в качестве организационного момента в начале урока, для отдыха и смены вида деятельности – в середине и для подведения итога и обобщения – в конце занятия.

Конечно, нестандартные занятия требуют от учителя заинтересованности своим предметом, любви к ученикам, богатого воображения, отнимают много сил и времени, но вместе с тем являются стимулом для творческого поиска и реализации потенциала педагога.

Результатом таких уроков является поддержание интереса к занятиям музыкой у ребенка, освоение необходимых базовых терминов и понятий, развитие воображения и творческого начала в ученике.

Всё вышесказанное является попыткой осветить стоящие перед педагогами важнейшие учебные задачи, которые в настоящее время по-прежнему актуальны.

 

 

 

Список литературы

  1. Баринова М. О развитии творческих способностей ученика. Л., 1961
  2. Любомудрова Л.А. Методика обучения игре на фортепиано. М.,1982
  3. Шмидт-Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. М., 2002
  4. Коган Г. Работа пианиста М., 1979
  5. Франио Г. Методическое пособие по ритмике: Для 2 класса музыкальной школы. – М., Музыка, 2005
Опубликовано: 10.10.2016