Актуализация творческой деятельности учащихся как основы развития и воспитания юных музыкантов

Конференция: Современный подход к преподаванию

Автор: Юдина Светлана Сергеевна

Организация: ГАУ ДО «ОДШИ»

Населенный пункт: Ульяновская область, г. Ульяновск

Творческие способности – это далеко не новый предмет исследования в музыкальной педагогике. Проблема формирования творческих способностей и их влияние на развитие личности музыканта-ученика вызывала огромный интерес исследователей во все времена. Все дело в том, что обществу необходимы люди, которые способны активно, творчески подходить к решению различных задач. Ведь всё новое, что создаётся в мире, делается благодаря творческим людям.

Творчество – это тот путь, который может подготовить наших учеников к будущей жизни, даст возможность выбрать профессию, проявить свои таланты.

Творческая активность – это норма детского развития и если, учась в школе, ребенок активен, он востребован и со временем у него проявляется творческая индивидуальность. Именно такой человек легче адаптируется к условиям и требованиям современной жизни, отсюда и актуальность творчества.

 С целью раскрытия творческих способностей используется современная педагогическая технология творческого развития. За основу взята система развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности. Считаю, что каждый ребёнок талантлив, только нужно вовремя заметить и развить его творческие задатки.

Цель применения творческой технологии – воспитание активной творческой личности, способной приумножить Российскую культуру за счёт личного вклада или проявить свои таланты в значимой для себя области.

Задачи развития творческих способностей: формирование творческого потенциала учащегося, поддержка и развитие  творчества в разнообразных его проявлениях.

Предполагаемый результат: развитие индивидуальных способностей, повышение коммуникативной компетентности, формирование потребности в творческой самореализации и формирование уважительного отношения к другим участникам проектов.

 

Актуальность проблемы

Мы часто говорим: "Контингент поступающих в музыкальную школу средний или слабый и нам приходится с этим мириться.

Каждый из нас, педагогов, понимает, что если не увлечь детей, то со временем придётся со многими из них   расстаться.

С первых уроков все мы, педагоги, занимаемся с детьми творчеством (сочинение мелодий, ритма, слов, рисунки и т.д.) Естественно, мы ставим перед собой задачу пробудить у ребенка интерес к творческим заданиям. От этого зависит вообще интерес к музыке и успех дальнейших музыкальных занятий. Поэтому сочинение, импровизация, подбор аккомпанемента – это важные части процесса обучения.

Школьные творческие проекты

В каждой школе есть самые разные интересные  проекты, которые развивают детей в творческом направлении. В нашей школе (ОДШИ) их тоже немало. Один из таких проектов –  "Детский круглый стол". Тема: "Музыка в моей жизни". Он состоялся сначала в ОДШИ, а затем в г.Димитровграде с учащимися ДШИ № 2 и ОДШИ.

Цель данного мероприятия простая: пробудить, укрепить интерес детей  к музыкальным занятиям, а также дать ученикам возможность выразить свои мысли, своё творческое отношение к музыке. Мы раздали учащимся вопросы. Круг вопросов касался музыкальных вкусов учеников, их отношения к занятиям в музыкальной школе, выступлениям на концертах.

Вот некоторые из них:

1.Твое отношение к музыке. Что для тебя музыка: развлечение, серьзная работа, трудная работа, удовольствие или что – то еще?

2. Какую музыку ты любишь? Что ты слушаешь?

3. Как меняются твои музыкальные вкусы?

4. Расскажи о своем любимом композиторе или произведении.

Тема круглого стола не случайна. Общаясь с музыкой, ребёнок получает положительные эмоции, которые влияют на здоровье, учёбу.  Педагоги, участвуя в обсуждении вопросов "Детского круглого стола" много говорили о влиянии музыки на умственные способности, о том, как занятия помогают в преодолении трудностей в учёбе. Это дети очень хорошо поняли и, может быть впервые для себя, узнали, что с точки зрения учёных занятия музыкой активизируют работу мозга. Отсюда развитие умственных способностей у тех, кто занимается музыкой, искусством.

Мы, педагоги, наблюдали, что дети проявляют к данному мероприятию активный, творческий интерес. Подготовившись, они подробно и развернуто отвечали на вопросы, написали сочинения и красочно их оформили. Малыши нарисовали рисунки к своему любимому произведению. Дети беседовали с родителями, сверстниками, сравнивая их отношение к музыке и своё.

Наконец, анализируя музыкальные пристрастия своих друзей, ученики делали неожиданные выводы. Они размышляли, порой наивно, но интересно и вполне понятно. Дети выражали свои чувства, эмоции, формулировали свои мысли. А это, как известно, главная составляющая творческой деятельности. Некоторые ученики говорили, что видят себя в профессии музыканта и обосновывали, почему они выбирают именно её.

Следующий "Круглый стол" планируется провести на тему "За что вы любите музыку старых мастеров". К этому мероприятию будет подготовлен концерт из произведений композиторов 17-18 веков.

Творческая деятельность современных детей – это не только  важная часть процесса обучения, но и способ воспитания и развития. Ведь в процессе творчества у детей проявляется инициатива, познавательная активность, интерес к творческому поиску.

В нашей школе существует традиция проведения музыкальных турниров – "Турниров  эрудитов". Именно здесь творческая активность детей проявляется очень ярко. Ведь музыкальные турниры предполагают повышенный уровень знаний. Конечно, педагог на уроках музыкальной литературы даёт детям дополнительный материал о жизни и творчестве композиторов, о стилях, формах и жанрах разных эпох. Однако этого недостаточно. Ученикам приходится проявлять инициативу, творческую активность и они это делают с удовольствием. Ребята изучали достаточно много литературы о разных стилях и направлениях в искусстве, о живописи и литературе, о жизни великих музыкантов. Нужно было найти ответы на сложные и необычно поставленные вопросы. На некоторые вопросы можно было ответить, только лишь сопоставив различные исторические факты.

Вот один из вопросов "Турнира эрудитов" –  "Бах и его сыновья". Ведущий показывает портрет Прусского короля Фридриха Великого, перстень с бриллиантом и ноты. Дети должны догадаться, что речь идёт о произведении "Музыкальное приношение" Баха, посвящённое королю и написанное на его музыкальную тему. Ведущий просит детей уточнить, где происходило это событие и в каком году.

Одна из участниц "Турнира эрудитов" проявила свои способности художника. Это была ученица народного отделения С. Филянина, которая нарисовала афишу с портретом И.С. Баха. Это замечательное произведение юной художницы до сих пор хранится в школе.

Перед нами убедительный пример активной познавательной деятельности и творческого поиска. Дети проявили умение анализировать и осмысливать информацию. Конечно, главным здесь является учитель. Но именно учитель создаёт такие ситуации, при которых возрастает познавательная активность ребёнка. Музыкальные турниры – это еще яркое использование педагогической технологии сотрудничества, умения работать в команде, умение слушать друг друга и находить правильный ответ.

 

Творчество на уроках

Также как и крупные творческие школьные мероприятия, простые творческие задания на уроках развивают в ученике память, мышление, наблюдательность, логику, интуицию и многое другое. Всем известно, что занятия музыкой делают личность ребёнка многогранной, развивают его фантазию, воображение, артистичность и, наконец, интеллект, что немаловажно для дальнейшей его судьбы.

Каждый ребёнок – фантазёр, он способен творить, только нужно создать благоприятную среду, основанную на понимании и доверии. Детям, не обладающим яркими музыкальными способностями, обучение через творчество крайне важно. Это даёт возможность ребёнку проявить себя. Например, приобщение его к разным формам музицирования. Детям нравится играть в ансамбле, петь в хоре. Этот вид деятельности решает многие психологические проблемы. Застенчивый ребёнок чувствует себя в центре школьной жизни. Он учится проявлять терпение, выдержку, взаимопонимание, уважение. Это ещё один воспитательный момент.

И ещё очень важно, что каждый ребёнок, занимающийся творчеством, испытывает радость, положительные эмоции, которые прибавляют ему веру в себя, желание продолжить занятия.

Те творческие задания, которые мы даём детям на уроках сольфеджио, слушания музыки, музыкальной литературы воспитывают, прежде всего, образное мышление, наблюдательность, активизируют память.

Например, задания о тембре и динамике, особенностях мелодии,  ритма и жанров. Интересны для детей задания на передачу словами настроения произведения. Ученики младшей школы с трудом могут дать законченное описание характера произведения. Для этого мы используем слова-подсказки. Ребята должны знать, что музыка бывает не только веселая и грустная, тихая и громкая.

Цель таких творческих заданий на наших уроках – обратить внимание детей на связь элементов музыкального языка с характером музыкального образа. Это сложная задача легче решается с помощью творческих заданий. Другии словами, мы используем ассоциативный метод  обучения.

Например, учитель предлагает ученикам 2 столбца разных слов, определяющих характер музыки. Ученик должен выбрать самое подходящее слово. Используя свое вообажение и фантазию ребята выбирали точные слова: сердито, возвышенно, одухотворенно, мрачно, восторженно, тревожно, торжественно и т.д.

Заключение

Известно, что в каждом ребенке заложена внутренняя потребность к изучению окружающего мира, одной из форм которого является активное, творческое воздействие на него. Созидание – это самая интересная и захватывающая "игра", которую изобрело человечество. Нужно только вовлечь начинающего ученика в эту удивительную "игру", способную захватить его.

Творческие формы работы на уроках или на внеклассных мероприятиях выполняют роль своеобразного "двигателя", запускающего весь механизм музыкального развития ребёнка, что играет огромное значение в становлении личности ученика. Актуальность творчества неоспорима.

 

 

 

 

 Список использованной литературы

 

1. Выготский Л.С. "Воображение в детском возрасте" (Москва, 1985 г.)

2. Григорьев Л.Г. "Развитие творческих способностей младших школьников" (Чебоксары, 2011 г.)

3. Неманова Т.А. "Развитие творческих проявлений детей" (Москва, 1989 г.)

4. Первозванская Т.Е. "Мир музыки. Слушание музыки 1-3 класс" (Санкт-Петербург, 2012 г.)

5. Рулева А.А. "Развитие творческих способностей" (Пермь, 20112 г.)

6. Шатковский Г.И. "Развитие музыкального слуха и навыков творческого музицирования" (Москва, 1986 г.)

Опубликовано: 04.12.2016